В аэропорту Санкт-Петербурга Пулково впервые в России начнут использовать беспилотных роботов-тягачей для перевозки багажа, что на четверть ускорит обработку грузов.
Без участия человека устройство сможет перевозить от багажной ленты до места стоянки самолета и обратно багажные тележки весом до трех тонн. Часть сотрудников аэропорта может быть переориентирована на более сложные и нерутинные задачи. Введение роботизированных технологий также позволит оптимизировать операции по обслуживанию самолетов, повысит безопасность передвижения.
Испытания и тестирования тягача будут проводиться до 2026 года. Планируется, что роботы смогут косить траву на летном поле и убирать снег на территории терминала. Всего для аэропорта Пулково планируется закупить 45 беспилотных тягачей до конца 2028 года.
Внедрение роботов-тягачей ускорит обработку грузов в аэропортах на 25%. Машины смогут также косить траву и убирать снег на летном поле
Фабрика, где будут выпускать многофункциональных роботов, оснащенных ИИ, – якорное предприятие Российского промышленного кластера микроэлектроники и беспилотных технологий, который при поддержке Минпромторга России и Совета Федерации создан в Томске в нынешнем году. В нем 17 участников – это и производственные компании, и томские университеты.
Уже есть пакет мер поддержки для кластера. Это в первую очередь субсидии на пилотные партии комплектующих. Планируется также оценить всю систему государственной поддержки отрасли, адаптировать ее к потребностям участников проекта.
Будут прорабатываться меры поддержки сбыта продукции и меры по ограничению несправедливой конкуренции со стороны импорта.
Помимо задач, связанных с аэропортом, бескабинные роботы мини-тракторы будут поставляться в российские агрохозяйства, а роботы-обходчики использоваться на производственных объектах газовой промышленности для контроля за утечками метана, уборки территории, перевозки грузов и так далее. Это несколько вариантов одной универсальной платформы. Как отметила гендиректор компании, выпускающей роботов, Ольга Ускова, томские инженеры фактически создали оригинальное оборудование, взяв за основу зарубежные роботизированные линии.
Заказ на производство роботов пока формируется, но производитель закладывает мощность на 1,5 тыс. единиц в год. Приблизительная цена такого устройства – 4 млн руб.
Биометрия в аэропорту
Ранее Пулково стал первой пилотной площадкой для тестирования биометрии. С помощью сервиса безбарьерного доступа в зону предполетного досмотра по биометрическим данным пассажиры смогут пройти все формальные процедуры по биометрии – от регистрации на рейс до посадки на борт. Испытания технологии продолжатся в 2025 году. В 2026-м услугу могут сделать доступной для ограниченного круга пользователей.
В будущем пройти проверки без паспорта смогут пассажиры внутренних рейсов, которые заранее зарегистрировались в Единой биометрической системе. Пассажиру не понадобятся документы для прохождения контроля, достаточно будет лишь отсканировать QR-код на посадочном талоне и посмотреть в терминал. При этом как именно проследовать на посадку – классическим или инновационным способом – каждый сможет выбрать сам.
В Пулково ожидают, что замена биометрией двух из каждых четырех линий контроля сможет сократить затраты аэропорта на 40%.