Четверг, 26 июня, 2025

топ НЕДЕЛИ

Можно ли реанимировать ВТО

Глава Минэка поднял вопрос о реформе организации на встрече с дипломатами 56 стран

Фото: Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС Всемирная торговая организация (ВТО) остается для России главным и пока безальтернативным регулятором во внешнеторговой деятельности. Об этом заявил министр экономического развития Максим Решетников на встрече с главами дипломатических представительств, которая прошла 25 июня в национальном центре «Россия». Сейчас организация, по его словам, проходит «проверку на прочность» и, очевидно, нуждается в реформировании. Опрошенные «Экспертом» специалисты в целом согласны, что ВТО не избежать перемен.

Зачем России ВТО

На встречу с Решетниковым приехали послы 56 стран, уточнили «Эксперту» в пресс-службе Минэкономразвития. В том числе из Индии, Китая, ОАЭ, Аргентины, Сербии, Турции и других государств со всех концов света — Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Африки. Свое выступление перед дипломатами Решетников назвал докладом о том, «как живет и развивается российская экономика». «В условиях, когда мировая экономика меняется, запрос на совместное развитие, на создание крепких и долгосрочных союзов с проверенными партнерами усиливается по всем странам», — отметил глава Минэка. Он подчеркнул, что пока Россия совместно с партнерами не создаст собственную инфраструктуру — страховую, транспортную, платежную — ей придется всегда зависеть от «ангажированных решений третьих стран». «По воле одной-двух стран в любой момент любую страну, которая по каким-то не всегда понятным причинам признается нежелательной, можно отключить от мировой торговли», — констатировал Решетников.

Тем не менее, он заверил послов, что Россия остается приверженной международным соглашениям и договоренностям. Решетников напомнил, что страна придерживается правил ВТО и рассматривает организацию как «главного и безальтернативного регулятора» международной торговли, который сейчас «проходит проверку на прочность». Из презентации, которая сопровождала доклад министра (есть у «Эксперта»), следует, что 80% несырьевого экспорта России зависит от правил ВТО. «Общая задача — провести реформу организации и обеспечить предсказуемость международной торговли», — заметил Решетников.

Три направления реформы Минэк представил в той же презентации. Во-первых, Россия добивается стабильности и предсказуемости международной торговли. Во-вторых, страна намерена противодействовать «односторонним протекционистским мерам». Третий пункт — восстановление системы разрешения споров.

Фактически заблокированный с 2019 г. Апелляционный орган — главная неразрешенная до сих пор проблема ВТО, сказал «Эксперту» советник Центра экспертизы по вопросам ВТО, глава делегации на переговорах о вступлении России в ВТО Максим Медведков. Полномочия прежних арбитров истекли, по назначению новых должен быть достигнут консенсус — но его блокирует США, пояснил собеседник (в ноябре 2024 г. американская сторона воспользовалась этим правом в 81-й раз).

На 13-й министерской конференции в Абу-Даби в марте 2024 г. члены ВТО договорились о реформе механизма разрешения споров, это должны были сделать до конца прошлого года. Но официально о том, как будет доработан механизм, не сообщалось. Представитель Минэка подтвердил «Эксперту», что окончательные договоренности о механизмах реформирования системы споров «так и не были достигнуты».

Тогда же, в марте 2024 г., на должность постпреда России при ВТО был назначен Николай Платонов. Вскоре он объяснил, почему Россия не выходит из организации — РФ, по его словам, как член ВТО может доводить свою точку зрения до других участников и способствовать принятию тех решений, которые отвечают интересам страны. Выход из организации означал бы отказ от более благоприятных условий доступа на рынки многих торговых партнеров России, добавлял Платонов.

Читать также:
Путин в разговоре с работниками «АвтоВАЗа» отметил успехи завода

Возможна ли реформа

Апелляционный орган нужен для разрешения более 70% всех споров в рамках ВТО, отметил в беседе с «Экспертом» руководитель Центра экономической интеграции Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Никита Пыжиков. Эта инстанция — следующая после третейского суда, решение которого, как правило, стремится оспорить проигравшая сторона. Сейчас апелляция, по словам Пыжикова, «подается в никуда». США, пояснил он, заинтересованы в том, чтобы страны решали разногласия не в рамках ВТО, а на двусторонних встречах. Сейчас им это выгодно с учетом тарифной политики, которую проводит Белый дом, уточнил собеседник.

Еще одна проблема, которая требует реформы, — неравные права членов ВТО, считает Медведков. В пример он приводит Сингапур и Южную Корею, чье право голоса «слабее исторически», — организация не учла переход этих и многих других стран из статуса развивающихся в статус развитых. Кроме того, в рамках ВТО действуют преференции в пользу развивающихся стран — развитые страны должны предоставлять им льготный таможенный тариф. По словам Медведкова, сейчас образовался дисбаланс с точки зрения справедливости и экономики. Еще одна проблема — в невысокой эффективности работы переговорных органов. Из-за этого, по словам Медведкова, 164 страны, входящие в организацию, зачастую не могут прийти к консенсусу в отстаивании своих интересов.

Самое сложное — обойти правило консенсуса всех членов организации, чтобы добиться реформы, полагает Пыжиков. По его словам, эффективным механизмом на пути к ней могут стать плюрилатеральные соглашения (от английского plural, «множественный». — «Эксперт»). Такие документы могут заключаться ограниченным числом участников ВТО и не требуют общего консенсуса. По словам Пыжикова, в отдельных случаях положения таких соглашений распространялись на всех членов организации. В качестве примера он привел одно из соглашений 1996 г. Тогда пошлины на IT-продукцию было решено обнулить на основании решения 29 членов ВТО. Но к этому решению применялся «режим наибольшего благоприятствования» — он означал, что даже не подписавшие соглашение страны извлекали выгоду от отмены тарифов. Пыжиков призывает исходить из того, что договоренность о реформе должна быть достигнута политическим путем. Медведков, в свою очередь, убежден — путь к реформе не оборвется. В ней заинтересованы, по его оценкам, 30–40 стран. Работа в этом направлении идет медленно, «но рано или поздно чем-то закончится», уточнил он. Прекращения этой работы не произойдет по одной причине — право ВТО обеспечивает 95% мировой торговли, резюмировал собеседник.

Когда и зачем создали ВТО

Всемирная торговая организация создана 1 января 1995 г. Она выполняет роль посредника в мировой торговле: выступает арбитром в разрешении торговых споров, организует переговоры, упорядочивает торговлю входящих в нее государств. Под эгидой ВТО подписаны десятки соглашений, где установлены основные правовые нормы международной коммерции и торговли. Задача организации — предотвращать дискриминацию, обеспечивать свободные условия торговли, поощрять конкуренцию для наименее развитых стран и бороться с протекционизмом. Руководящий орган ВТО — Конференция министров, которая созывается раз в два года. В ВТО входят почти полторы сотни стран.

#ВТО #Торговля #Международные отношения #Дипломатия #Минэкономразвития #Максим Решетников

Также интересно