Работающие в Петербурге операторы сервисов краткосрочной аренды самокатов (кикшеринга) в ближайшее время начнут вносить регулярные платежи в городской бюджет. Поступившие средства будут направлены на развитие городской велосипедной инфраструктуры. Об этом стало известно по итогам заседания постоянной комиссии Заксобрания Санкт-Петербурга по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
Соответствующие соглашения с кикшериговыми компаниями о фиксированных выплатах в городской бюджет подпишут до конца июля текущего года, сообщил депутатам заместитель председателя городского комитета по транспорту Михаил Казаков. Предполагается, что за каждый электросамокат оператор кикшеринга будет платить по одной тысяче рублей в год, но эта сумма может быть пересмотрена в сторону увеличения после старта эксперимента. В настоящее время Северная столица не получает никаких средств от кикшеринговых компаний, зарегистрированных в Москве.
На заседании комиссии было озвучено, что в этом сезоне в Петербурге сдается в аренду более 42 тысяч самокатов. Таким образом, годовой взнос кикшеринга в 2025 году составит всего 42 миллиона рублей, тогда как выручка операторов от сдачи в аренду самокатов в городе на Неве оценивается в сумму не менее 5,6 миллиарда рублей. В связи с этим депутаты предложили изучить вопрос о переходе от фиксированной платы к взиманию процента от выручки арендных сервисов.
“Считаю, что взносы должны быть как минимум 20 процентов от оборота, – поделился своим мнением депутат Заксобрания Дмитрий Павлов. – Это будет справедливой долей участия бизнеса в развитии городской велоинфраструктуры”.
По его словам, город должен требовать более серьезного участия кикшеринга в формировании новых велообъектов.
С этим согласен и глава профильной комиссии по транспорту Алексей Цивилев. Он отметил, что если принять за основу выплату 20 процентов от оборота, то поступления в городскую казну от компаний-операторов составят как минимум миллиард рублей в год, а не скромные 42 миллиона, которые получит город на нынешних условиях. По данным Цивилева, также есть договоренность о расчетах с кикшерингом и за прошлый прокатный сезон, когда в городе сдавалось в аренду примерно 40 тысяч электросамокатов.
“Кроме того, в планах – организация специальных зон для парковки электросамокатов. При выборе мест парковок собираются учитывать близость к станциям метро и остановкам общественного транспорта, а также удобство пешеходов. Так город намерен бороться с хаотичной расстановкой электросамокатов на тротуарах”, – сообщил Цивилев.
По мнению эксперта комиссии Дмитрия Попова, нормы пешеходной доступности для большинства объектов, составляющие 500 метров, должны применяться и к парковкам для средств индивидуальной мобильности.
Как сообщала “РГ”, петербуржцы, пострадавшие от пользователей арендных электросамокатов, начали обращаться с исками о возмещении материального ущерба и морального вреда не только к непосредственным виновникам происшествий, но и к кикшеринговым компаниям, не обеспечившим безопасную для окружающих поездку своих клиентов.
Кроме того, обсуждаются предложения о полном запрете кикшеринга в Петербурге. Опрошенные “РГ” эксперты отмечают, что запрет аренды электросамокатов в Петербурге может привести к экономическим потерям для участников рынка.