В Театральном музее на улице Росси начала работу выставка «Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда». Проект приурочен к 150-летию со дня рождения режиссера-реформатора Всеволода Мейерхольда. Увидеть, как кураторы представили важнейшие факты из творческой биографии театрального деятеля в соединении с «Ревизором» Николая Гоголя, можно будет до 6 апреля.
Фотография предоставлена организаторами
Всеволод Мейерхольд — одна из важнейших и самых влиятельных фигур российского театра XX века. Он изобрел собственный метод тренинга актеров и стоял у истоков конструктивизма на сцене. Мейерхольд не впервые становится героем выставки санкт-петербургского Музея театрального и музыкального искусства. В прошлые годы зрители уже узнали, как он повлиял на распространение театра комедии дель арте в России и какими были его творческие отношения с актрисой Верой Комиссаржевской.
Из-за частых упоминаний Мейерхольда кураторы Наталья Метелица и Ирина Климовицкая решили не делать юбилейный проект в виде биографического рассказа. «Мы не ставили целью охватить весь творческий путь Мейерхольда, показать его развитие и все созданные им спектакли. Наследие мастера настолько масштабно и многопланово, что в рамках нашей выставки такая задача представляется невыполнимой. Проект в Театральном музее предлагает посетителям другой ракурс: мы придумали выставку-пазл» — так объясняет задумку Наталья Метелица, директор Театрального музея.
Кураторы нашли три ключевых мотива в судьбе мастера и решили через них взглянуть на его вклад в театральное искусство. Главными темами выставки стали строительство, отношения Мейерхольда с Петербургом — городом, где он хотел жить и умереть, и один из его главных спектаклей — авторская версия гоголевского «Ревизора».
Выставка представляет собой вольную композицию из трех частей. Первая посвящена одному из ключевых проектов Мейерхольда — строительству в Москве театра для его труппы. Режиссер не получил здание в пользование из-за ареста, его идеи не были воплощены до конца. В экспозиции можно увидеть шесть уникальных мозаик по мотивам спектакля «Ревизор». Они должны были украсить здание театра, но не были установлены и теперь впервые демонстрируются благодаря Мозаичной мастерской при Российской академии художеств: ее специалисты сохранили ценный экспонат.
Вторая часть представляет собой путешествие по творческой биографии Мейерхольда, где проводником становится текст и сценическое воплощение «Ревизора». Кураторы сопоставляют текст пьесы и заметки самого режиссера, дают ответ, почему именно эта пьеса была долгие годы так важна для Мейерхольда. Здесь же можно увидеть офицерский мундир Николая I и мультимедийную композицию, в которой медиахудожницы Анна Французова и Катарина Чокрлич соединили архивные кадры из мейерхольдовского «Ревизора» и полотно «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Идея возникла благодаря знаменитому решению финальной «немой сцены»: застывших живых актеров Мейерхольд подменял восковыми куклами.
Заключительная часть экспозиции напоминает о судьбе Всеволода Мейерхольда, который погиб в тюрьме: его арестовали по ложному обвинению в шпионаже и измене Родине. Объекты в этом разделе расположены так, чтобы между ними возникал метафорический диалог: кураторы объединили картины «Страшный суд» и «Ад», портрет Мейерхольда кисти Александра Головина и его последние снимки с допросов.
Выставка продлится до 6 апреля 2025 года. В ее программу входят авторские экскурсии, театрализованная автобусная прогулка по городу и новый спектакль «Театра в Театральном музее».