Суббота, 31 мая, 2025

топ НЕДЕЛИ

Экономическое здоровье российских регионов

Позитивные тренды сохранились

В 2024 году тенденции экономического здоровья регионов сохранились: в 80 из них интегральная динамика показателей находилась в положительной зоне. Наиболее серьезную поддержку благосостоянию населения второй год подряд оказал рост реальных денежных доходов. Среди главных факторов роста доходов — сохраняющийся дефицит кадров. По ожиданиям агентства «Эксперт РА», динамика экономического здоровья регионов в 2025 году замедлится на фоне сохраняющейся макроэкономической нестабильности, а также жесткой денежно-кредитной политики. Рост доходов населения будет более сдержанным относительно 2024 года в связи с частичным исчерпанием резервов бизнеса для конкуренции за трудовые ресурсы, что, в свою очередь, окажет влияние на снижение потребительского спроса.

Диляра Исхакова, ведущий аналитик, отдел суверенных и региональных рейтингов «Эксперт РА»;
Владислав Бухарский, младший директор, отдел суверенных и региональных рейтингов «Эксперт РА»;
Татьяна Тирских, управляющий директор, отдел суверенных и региональных рейтингов «Эксперт РА».

Все результаты исследования приведены без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.

Долговая нагрузка рассчитывалась как отношение прямого долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета региона. Прямой долг консолидированного бюджета региона учитывает объем долга субъекта РФ по государственным облигациям, банковским кредитам, бюджетным кредитам (предоставленным федеральным бюджетом), иным долговым обязательствам, а также объем долга муниципалитетов по государственным облигациям, банковским кредитам и иным обязательствам.

Тенденция оздоровления

Динамика экономического здоровья регионального бизнеса выглядела более сдержанно (улучшение только в 58 регионах), главным ограничивающим фактором стало снижение поступлений по налогу на прибыль организаций более чем в половине регионов. Экономическое здоровье консолидированных региональных бюджетов улучшилось в 75 субъектах РФ. Налоговые и неналоговые доходы на душу населения выросли в 79 регионах, что в совокупности с сокращением прямого госдолга в 68 из них привело к снижению долговой нагрузки в среднем по всем субъектам РФ с 18,5% до 15,8%. При этом в 2024 году наблюдалось увеличение расходов на обслуживание долга: они выросли в денежном выражении в 61 регионе, а относительно ННД (налоговые и неналоговые доходы) — в 55.

В 2024-м для 80 регионов динамика показателей экономического здоровья осталась в позитивной зоне, что отражает сохраняющуюся второй год тенденцию восстановления от шоков санкционного давления и макроэкономической нестабильности.

В то же время сдерживающее влияние на динамику оказывают высокая стоимость заемных ресурсов и негативная демографическая ситуация

По итогам интегральной оценки экономического здоровья регионов за 2024 год в группу лидеров вошли два крупнейших города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), два региона с ресурсным уклоном экономики (Сахалинская область и Ямало-Ненецкий автономный округ), а также Ленинградская область. В группы по экономическому здоровью от «выше среднего» (1В) до «ниже среднего» (3В) входит более половины регионов (55), только 6 из них относятся к группам с пониженным экономическим здоровьем (2С и 1С), и 24 субъекта РФ — к группам с повышенным здоровьем (1А, 2А, 3А).

Экономическое здоровье российских регионов

Тенденция к улучшению

Как и годом ранее, во всех регионах интегральная оценка динамики показателей оказалась в положительной зоне. В трех регионах — Мурманской области, Республике Коми и Севастополе — сложился минимальный рост реальных денежных доходов населения и, как следствие, в первых двух снизился объем платных услуг населению и увеличилась доля просроченной кредиторской задолженности физлиц, а в Севастополе снизился оборот розничной торговли.

Сохраняющийся дефицит кадров, который в том числе обусловлен негативной демографической ситуацией, остался одним из ключевых факторов роста доходов населения.

В 2024 году безработица в среднем по стране снизилась до рекордных 2,5%, а уровень занятости населения достиг своего максимума за последние восемь лет и составил 61,4% (в отдельных регионах показатель превысил 70%, в частности в Чукотском автономном округе — 79,1% и ЯНАО — 73,9%)

На этом фоне в совокупности с увеличением выплат участникам СВО и их семьям реальные денежные доходы населения выросли на 8,4% (в 2023 году рост был на 6,5%), при этом в 14 регионах доходы повысились более чем на 10% (наибольшее значение зафиксировано в Республике Калмыкия и Орловской области — 14,8% и 14,3% соответственно).

Рост денежных доходов населения способствовал дальнейшему увеличению потребительского спроса граждан на товары и услуги. По итогам 2024 года оборот розничной торговли увеличился в 83 регионах, объем платных услуг населению — в 66, индекс потребительских цен (ИПЦ) в среднем по стране составил 109,5% (максимальное значение было зафиксировано в Чувашской Республике и Республике Дагестан — 111,0%). Также в 63 регионах снизилась доля просроченной кредиторской задолженности.

Экономическое здоровье российских регионов

В 2024 году экономическое здоровье населения всех регионов с низким уровнем доходов поправилось (интегральная динамика показателей у всех позитивная), однако его величина по-прежнему невысокая. В частности, на среднедушевые денежные доходы населения можно купить не более 2,2 фиксированного набора потребительских товаров и услуг (в Республике Ингушетия и вовсе только 1,4), во всей десятке уровень занятости населения ниже среднероссийского значения, в том числе наименьший — в Республике Адыгея (50,3%). В данную группу входят несколько регионов с наиболее существенным ростом цен (республики Дагестан и Алтай и второй год подряд Республика Марий Эл — в топ-10 по ИПЦ) и наиболее высоким уровнем просроченной кредиторской задолженности (республики Ингушетия, Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, а также Республика Дагестан и Карачаево-Черкесская Республика — в топ-5).

Бизнес в разнонаправленной динамике

По итогам 2024 года динамика экономического здоровья бизнеса на фоне результатов 2023-го выглядит более сдержанно: интегральная оценка динамики показателей находилась в позитивной зоне в 58 регионах (при 77 — по итогам 2023-го), при этом одновременно по всем составным показателям улучшение наблюдалось лишь в 8 регионах. В структуре показателей блока динамика разнонаправленная.

Наиболее негативные тенденции были характерны для налога на прибыль организаций, что связано с высокой базой прошлого года, результатом введения международных санкций и значительным ростом цен на высокотехнологичное оборудование, снижением прибыли налогоплательщиков и курсовыми разницами. В среднем по всем регионам поступления налога сократились на 4% по сравнению с 2023 годом, снижение поступлений налога на прибыль организаций на душу населения в консолидированный региональный бюджет наблюдалось в 50 регионах. Среди регионов с наилучшей динамикой поступлений по налогу на прибыль организаций в консолидированные региональные бюджеты можно отметить Республику Тыва (поступления приросли в два раза год к году в связи увеличением объемов добычи полезных ископаемых и объемов строительных работ), Магаданскую область (в 1,8 раза в связи с ростом цен на реализацию драгметаллов и добычу золота) и Ненецкий автономный округ (в 1,7 раза в связи увеличением объемов добычи природных ресурсов, ростом цены на нефть и курсовой разницей). Динамика поступлений по налогу на совокупный доход в консолидированный региональный бюджет находилась в положительной зоне во всех регионах, однако это связано не только с активным развитием малого и среднего бизнеса, но и с тем, что были расширены критерии признания МСП в части перехода бизнеса на УСН. Наибольший прирост поступлений зафиксирован в Республике Калмыкия (в 2,5 раза в связи с ростом числа субъектов МСП, которому способствовали действия специального налогового режима и мер поддержки бизнесменов, в том числе самозанятых граждан).

Инвестиционная активность по итогам 2024 года остается позитивной (в среднем по всем регионам инвестиции в основной капитал увеличились в сопоставимых ценах на 7,4% к уровню 2023-го), рост инвестиций наблюдался в 65 субъектах РФ. Лидерами стали Республика Калмыкия с ростом в 1,6 раза в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов: строительство Красинской солнечной электростанции и агропромышленного парка на территории Элисты, а также Ленинградская, Новосибирская и Вологодская области.

Тем не менее сокращение объема инвестиций в 2024 году произошло в 20 субъектах РФ, крупнейшее снижение наблюдалось в Камчатском крае (—29,6%), которое обусловлено высокой базой 2023-го на фоне значительного прироста вложений ПАО «НОВАТЭК» по инвестиционному проекту «Строительство морского перегрузочного комплекса СПГ в б. Бечевинская». Кроме того, снижение инвестиций в основной капитал более чем на 20% отмечается в Чувашской Республике, Владимирской области и Республике Ингушетия.

В интегральной оценке экономического здоровья регионального бизнеса регионы-лидеры имеют высокие показатели инвестиционной активности (не менее 270 тыс. руб. инвестиций в основной капитал на душу населения), отчислений налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет региона (не менее 42 тыс. руб. на душу населения) и ввода жилья (не менее 0,7 кв. м на душу населения), в восьми из десяти регионов поступления по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет региона на душу населения превышают 7,5 тыс. руб. Интегральная динамика экономического здоровья бизнеса для лидеров также находится в положительной зоне, исключением являются Красноярский край и Республика Саха (Якутия), где наблюдалась отрицательная динамика поступления налога на прибыль организаций.

Читать также:
Румыния попросила ЕС защитить её от украинских яиц

Экономическое здоровье российских регионов

Бюджетные показатели

Экономическое здоровье консолидированных региональных бюджетов улучшилось в 75 субъектах РФ, чему способствовали позитивная динамика налоговых и неналоговых поступлений, а также сокращение прямого долга, несмотря на увеличение расходов на обслуживание долга на фоне повышения кредитных ставок.

По итогам 2024 года поступления ННД увеличились на 14,5% к уровню 2023-го (при 15,3% годом ранее), рост наблюдался в 79 регионах, и максимальный отмечался в Магаданской области — на 43,6% (в связи со значительным ростом поступлений по налогу на прибыль организаций, НДФЛ и налогу на добычу полезных ископаемых) — и Республике Калмыкия — на 36,5% (в связи с ростом поступлений по НДФЛ и УСН). В ушедшем году высокие темпы роста задавал НДФЛ, который в среднем по всем регионам увеличился на 25,2%, тем самым смягчив просадку по налогу на прибыль организаций. Позитивная динамика НДФЛ наблюдалась во всех регионах страны, максимальная была зафиксирована в Калининградской, Вологодской областях и Республике Калмыкия, увеличение поступлений в которых составило более чем 40%.

В 2024 году агрегированный бюджетный дефицит консолидированных региональных бюджетов был зафиксирован в 49 регионах, но суммарно его объем составил лишь 344,7 млрд руб. (1,7% от ННД), при этом для ряда регионов дефицит носил технический характер, так как был покрыт инфраструктурными бюджетными кредитами и остатками средств на счетах. Совокупный объем прямого долга за 2024 год снизился на 2,1% к уровню 2023-го и в абсолютном выражении составил 3,2 трлн руб., сокращение долга было зафиксировано в 68 регионах. Объем облигационных займов сократился в 34 регионах совокупно на 28,3%, при этом объем банковских кредитов вырос в 31 регионе на 34,3%, что связано с нежеланием регионов фиксировать вдолгую высокие процентные ставки через облигации (при этом наблюдался интерес к флоатерам, из восьми вышедших на облигационный рынок три региона разместили выпуски с плавающим купоном).

В интегральной оценке экономического здоровья консолидированных бюджетов регионов в десятку лидеров входят семь ресурсных субъектов РФ, а также город федерального значения Москва

Экономическое здоровье российских регионов

2025 год с умеренным настроем

В 2024 году динамика экономического здоровья регионов по отдельным показателям была более сдержанной на фоне 2023-го, и в 2025-м это замедление, скорее всего, сохранится. Инвестиционная активность предприятий регионов также продолжит снижаться на фоне высокой ключевой ставки, причем часть бизнеса перейдет на УСН в связи с очередным расширением критериев МСП с 2025 года (что может отразиться на данных по инвестициям, сокращении уплаченного налога на прибыль). Смягчение ситуации возможно по итогам текущего года в условиях снижения ключевой ставки и отсутствия новых внешнеэкономических шоков.

Рост реальных доходов населения в 2025-м продолжится, но, скорее всего, будет более сдержанным относительно прошлого года, что будет обусловлено сложившейся высокой базой 2024-го, введением прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ с 2025-го и частичным исчерпыванием резервов бизнеса для конкуренции за трудовые ресурсы на фоне кадрового голода.

Вероятно, что в 2025 году разбалансировка региональных бюджетов усилится. Это, с одной стороны, связано с ожидаемым замедлением роста налога на прибыль и НДФЛ (вслед за динамикой доходов населения), а также с отсутствием ожиданий по повышению межбюджетных трансфертов на фоне их сокращения второй год подряд и, с другой стороны, — с необходимостью выполнять социальные обязательства. Усиление разбалансировки региональных бюджетов станет способствовать увеличению долга, которое частично будет нивелировано за счет списания бюджетных кредитов.

методология

Для оценки экономического здоровья регионов использовались показатели текущего уровня развития российских регионов и показатели динамики изменений в региональной экономике.

В качестве источников информации выступают данные Министерства финансов Российской Федерации, Банка России, Федерального казначейства, Росстата, ЕМИСС, портала «Электронный бюджет». При расчете используемых показателей применялись данные за 2020–2024 годы.

Показатели для оценки текущего уровня развития региона

Экономическое здоровье населения региона:

покупательная способность среднедушевых денежных доходов; оборот розничной торговли на душу населения; индекс потребительских цен; уровень занятости населения; просроченная задолженность по кредитам физлицам.

Экономическое здоровье регионального бизнеса:

инвестиции в основной капитал на душу населения; вводы жилья на душу населения; поступления по налогу на прибыль в КБ региона на душу населения; поступления по налогам на совокупный доход (налоги на МСБ) в КБ региона на душу населения.

Экономическое здоровье консолидированного бюджета региона:

прямой долг КБ региона к ННД КБ региона; расходы КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона; ННД консолидированного бюджета на душу населения (скорректированные на стоимость фиксированного набора).

Показатели для оценки изменений (динамики) региональной экономики

Изменение экономического здоровья населения региона:

динамика реальных денежных доходов населения; динамика розничной торговли в сопоставимых ценах; динамика объема платных услуг населению; динамика уровня просрочки по кредитам населению.

Изменение экономического здоровья регионального бизнеса:

динамика ввода жилья; прирост платежей по налогу на прибыль в КБ региона; прирост платежей по налогу на совокупный доход (МСБ) в КБ региона; динамика инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах.

Изменение экономического здоровья консолидированного бюджета региона:

динамика прямого долга КБ региона к ННД КБ региона; динамика расходов КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона; динамика ННД КБ на душу населения.

Примечание:

КБ — консолидированный бюджет; ННД — налоговые и неналоговые доходы; прямой долг — сумма долга региона по государственным облигациям, банковским и бюджетным кредитам, иным долгам, долга муниципалитетов в виде облигаций, банковских кредитов и иных долгов. Не учитывались выданные гарантии и долг муниципалитетов по бюджетным кредитам.

С помощью линейных функций и заданных бенчмарков значения перечисленных показателей преобразовывались в оценке. На основе полученных оценок, а также вектора весов (значения, которое определялось экспертным образом, в том числе в зависимости от значимости показателя) рассчитывались интегральные баллы за текущий уровень (состояние) экономического здоровья региона и за экономическую динамику — изменение экономического состояния.

По итогам интегральной оценки регионы были распределены по группам, характеризующим уровень экономического здоровья регионов: от очень высокого (1А) до низкого (2С).

Уровни экономического здоровья российских регионов

Группа 1А — очень высокий уровень экономического здоровья

Группа 2А — высокий уровень экономического здоровья

Группа 3А — умеренно высокий уровень экономического здоровья

Группа 1В — уровень экономического здоровья выше среднего

Группа 2В — средний уровень экономического здоровья

Группа 3В — уровень экономического здоровья ниже среднего

Группа 1С — умеренно низкий уровень экономического здоровья

Группа 2С — низкий уровень экономического здоровья

#Рейтинги #Регионы #Эксперт РА #Экономическое развитие #Региональное развитие #Прогнозы

Содержание

Также интересно