Запретить курьерам на электрических велосипедах передвигаться по пешеходным тротуарам предложили депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Как говорит спикер петербургского парламента Александр Бельский, доставщики носятся на огромной скорости, не замечая прохожих. По мнению депутатов, всех курьеров на электрических велосипедах надо просто взять и “переместить” на проезжую часть. Между тем вот как оценивают очередную запретительную инициативу эксперты.
“Нужно понимать, что электровелосипеды бывают разные, у некоторых мощность двигателя такая, что они приравниваются к мопеду, и курьеры на них и без того не имеют права появляться на тротуаре, – отмечает Максим Едрышов, руководитель Общественного центра “Автомобилист”. – Но и для электровелосипедистов с меньшей скоростью существуют четкие правила. Им разрешается ехать либо по краю проезжей части, либо по велодорожке, и только в крайнем случае – по тротуару, четко понимая, что в этой зоне приоритет у пешеходов и нужно четко соблюдать скоростной режим. На мой взгляд, никакой проблемы бы не возникало, курьеры ездили бы себе осторожно, если бы было кому контролировать ситуацию. Но в ГИБДД сегодня явная нехватка инспекторов, поэтому правила нарушаются сплошь и рядом”.
Главный инженер проектов “Лабград” Илья Резников отмечает, что такой запрет на уровне отдельно взятого Санкт-Петербурга еще и невозможен в принципе, поскольку правила движения определяются федеральным законодательством. А оно как известно, в части ПДД меняется медленно.
При этом эксперты не перестают утверждать, что для настоящего решения проблемы безопасности нужны не запреты, а прежде всего инфраструктура, которая поможет разделить потоки пешеходов, велосипедистов, самокатчиков и автомобилей. А это главным образом – выделенные велодорожки, тогда каждый будет двигаться своим путем и не создавать никаких сложностей другим.
Однако велодорожки пока появляются в Петербурге разрозненными кусками и очень медленно. Создается максимум по 5-10 километров велопутей в год. По подсчетам урбанистов, такими темпами полноценная инфраструктура в городе на Неве возникнет только через 300 лет.
– Я вообще считаю, что именно курьеры, а не активисты рано или поздно вынудят города России по-настоящему взяться за создание сетей велопутей. И тогда на федеральном уровне можно будет разрабатывать процедуру регистрации велосипедов с введением номеров, чтобы нарушителей можно было штрафовать по камерам, как это делается для автомобилей, – заключил Илья Резников.
Как вам это?
Татьяна Гензе, председатель Общественной палаты Волгоградской области:
– В нашу Общественную палату запретительных инициатив пока не поступало, но есть жалобы от людей, которых сбили. К сожалению, правила использования средств индивидуальной мобильности, знают лишь те, кто их устанавливал. А сами велосипедисты и самокатчики их не читают и не исполняют. Велосипедисты с пешеходами должны как можно меньше пересекаться. Нужно создавать условия для всех. Но, к сожалению, у нас в городе практически нет выделенных полос для велосипедистов.
Константин Мочалов, руководитель общественного проекта “Вело-город”, Екатеринбург, участник разработки генплана города:
– Я против новых законов, нужно уметь работать по тем правилам, которые уже установлены. От того, что запретов будет больше, соблюдать их вряд ли кто-то будет. Считаю, что только продуманная инфраструктура городов сможет разделить потоки участников движения. Еще в 2023 году в генплан Екатеринбурга, рассчитанный до 2045 года, власти города внесли 600 километров велодорожек, маршруты закладывались по принципу магистральных линий с прилегающими к ним ветками. Но пока велодорожек в городе, конечно, не хватает.
Вячеслав Ашурков, руководитель Новосибирского представительства федерации автовладельцев России:
– В Новосибирске электровелосипедисты чаще передвигаются по проезжей части, но при этом жестко нарушая правила. Очень часто я наблюдал, как они игнорируют красный сигнал, “прикидываясь ветошью”: только что он ехал по дороге, а загорелся красный – выскочил на пешеходный переход, чтобы сэкономить время, повернул, захватив при этом еще и кусок тротуара, и снова мчится по дороге. Недавно видел, как такой велосипедист “зацепил” женщину, обгоняя ее на пешеходном переходе. Но возмездие настигло его очень быстро: выехав на тротуар, он растянулся на снегу. И дальше пошел уже пешком, рядом с велосипедом.
Леонид Огуль, депутат Госдумы РФ от Астраханской области, заслуженный врач России:
– Поддерживаю инициативу Санкт-Петербурга. Электровелосипеды, которые постепенно заполняют улицы городов, – еще более опасный вид средства индивидуальной мобильности. Они способны развивать скорость 50-60 км/ч, а самые “модные” и до 100 км/ч. Наезд на пешехода на такой скорости может окончиться трагедией.
Подготовили Ольга Фаткуллина, Роман Мерзляков, Нина Рузанова, Мария Соловьева