Воскресенье, 8 июня, 2025

топ НЕДЕЛИ

Платья волшебного света: Эрмитаж открыл тайны “Трех нидерландских Мадонн”

В Эрмитаже открылась выставка “Три нидерландские Мадонны” – удивительный пример экспозиции, чьи скромные размеры (три полотна занимают всего один Аполлонов зал Зимнего дворца) ничуть не умаляют впечатлений зрителей. Шедевры фламандских мастеров – Яна Провоста и Яна Госсарта (Мабюзе) – петербургский музей показывает не просто так: это итог масштабной реставрации, открывшей не только первоначальный вид картин, но и невероятную судьбу каждой из них – поистине достойную приключенческого романа.

Центральное место на выставке отведено “Мадонне во Славе” Яна Провоста – это масштабное полотно возвращено на свое законное место: именно здесь, в Аполлоновом зале, оно прежде радовало посетителей. Хотя когда шедевр, созданный в первой четверти XVI века, большую часть своей 500-летней истории был неизвестен, потом был доступен публике лишь в залах Эрмитажа и далеко не во всей первозданной красе.

В самом деле, об этой картине могли вовсе никогда не узнать: написанная для собора Святого Донациана в Брюгге, “Мадонна во Славе” скоро была замурована в одну из его стен – так ее скрыли от глаз иконоборцев. Прошло два века, о ее существовании никто уже и не помнил… Но когда в конце XVIII века собор Святого Донациана был разрушен, в его руинах совершенно случайно нашли забытый шедевр Яна Провоста.

“У этой картины счастливая судьба. Ее могли вообще не найти, а это одна из лучших работ художника, – отмечает художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа Валерий Бровкин. – Перед началом работ состояние полотна было плачевным: весь покрывной слой состоял из масла и сажи, вся картина была в пятнах и, конечно, не создавала правильного впечатления от художника такого уровня. Мы попытались это исправить”.

Теперь сюжет на полотне снова открылся всей палитрой, обрел множество не читаемых прежде деталей – а многие из них можно даже соотнести с биографией художника. Исследования помогли получить представление не только о первоначальном виде “Мадонны во Славе”, но и о том, как Провост трудился над ней – обычно художники делают наброски на картоне, а нидерландский мастер творил прямо на доске, перестраивая рисунок и его смыслы на ходу. Как рождался этот удивительный алтарный образ, в подробностях рассказывает специальный фильм, который можно увидеть в зале.

История еще одного детища Провоста, представленного на выставке, – “Мадонны с младенцем” – это еще один детективный сюжет. На специальных стендах здесь для наглядности представлено, как выглядели экспонаты до реставрации. “Мадонна с младенцем” на этих фото и в витрине – будто две совершенно разные картины. Глухой черный фон после работы реставраторов исчез, и теперь картина буквально светится золотом и будто притягивает – хочется коснуться тончайшего, воздушного покрова на голове Богоматери и нежного, почти объемного цветка в ее руке…

Читать также:
В Ленобласти в ходе съемок фильма рухнула декорация, 15 человек пострадали

– Эта картина – часть гораздо более масштабного полотна, образ Мадонны из которого просто выпилили, – обращает внимание куратор выставки Николай Зыков. – Причем, по всей вероятности, выпилили неровно: чтобы отцентровать изображение, справа приделали узенькую дощечку, которую отпилили с другой стороны картины, ее легко заметить… Начиная реставрацию, мы и подумать не могли, что за этим черным фоном скрывается такое сияние! И, конечно, теперь, после открытия нашей выставки, ждем новостей – может быть, где-то сохранились фрагменты первоначальной картины? Они могут быть по всему миру, и теплится надежда сложить воедино этот удивительный пазл.

Раньше этот шедевр не показывали публике – он хранился в фондах музея, как и “Мадонна с младенцем” Яна Госсарта. И с этой Мадонной музейщиков тоже ждали поразительные открытия.

Оказалось, что эта работа Госсарта (он же Мабюзе) вовсе не копия, как думали долгие годы, а оригинал изображения, считавшегося утраченным! Установить это позволили, конечно, современные технологии, а к ним добавилась одна небольшая, но принципиальная деталь. Вспоминая об этой картине, современники отдельно отмечали прежде всего необычайный цвет одежд Мадонны – ультрамарин, казавшийся свежим, только-только нанесенным на холст.

Можно представить себе, какие ощущения испытывали реставраторы, когда у них на глазах при химической реставрации (“ручного” вмешательства не проводилось) из грязно-серых эти одежды вдруг обрели свой истинный цвет. Какой он? Небесный? Кажется, точного названия этому необыкновенному цвету нет.

Увидеть “Трех нидерландских Мадонн” вместе на этой выставке можно до 7 сентября. Хотя и после их не спрячут – просто потом эти картины пополнят постоянную экспозицию нидерландского искусства Эрмитажа.

Комментарий

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа:

– “Три нидерландские Мадонны” – одна из важнейших выставок для музейной жизни, потому что она – про реставрацию. Ничего важнее, чем реставрация, в музее нет. Шедеврами вещи становятся после того, как выходят из музейных рук. Во время реставрации были проведены исследования, которые показали очень много интересного и сделали все эти произведения достойнейшими вещами в нашей экспозиции.

Не всегда обязательно покупать новые картины, чтобы открыть шедевр, – иногда достаточно тщательно изучить то, что уже есть в коллекции музея.

Также интересно