Фото: пресс-служба Госдумы РФ Правительство подготовило проект федерального бюджета на 2025–2027 годы. Главный финансовый документ — новый по форме: в этом году он впервые был внесен в Госдуму полностью по электронным каналам связи, но с точки зрения содержания сохранил преемственность. Приоритетов три — это выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, обеспечение обороны и безопасности, достижение технологического суверенитета. Впрочем, есть у проекта бюджета и ряд важных особенностей, например «структурная сбалансированность», запуск обновленного перечня национальных проектов, расширение источников доходов. О том, что важно знать про финансовый план страны на ближайшие три года, — в материале «Эксперта».
Выход на нормализацию
В 2025 году произойдут завершение процесса нормализации бюджетной политики и выход на структурный первичный баланс бюджета, указывает Минфин в сопроводительных материалах к бюджетному пакету. Это означает, что федеральные траты — 41,5 трлн руб. (на 5% больше относительно 2024 года) — будут равны сумме ненефтегазовых доходов, базовых нефтегазовых доходов (рассчитанных исходя из цены российской нефти $60 за баррель), расходов на обслуживание госдолга и разницы между предоставлением и погашением внутригосударственных бюджетных и межгосударственных кредитов. На структурном первичном уровне нулевой дефицит закладывается на все три проектируемых года и на период до 2030-го, следует из бюджетных материалов.
Первичный структурный баланс будет достигнут впервые с 2019 года — на протяжении последних лет бюджет характеризовался структурным дефицитом. Так, в пандемийном 2020 году дефицит составил 3 трлн руб., а в санкционном 2022-м — 7 трлн руб.
В основном он покрывался использованием средств Фонда национального благосостояния. Минфин рассчитывает, что выход бюджета на баланс в 2025 году «укрепит стабильность финансовой системы и будет содействовать обеспечению устойчивой и предсказуемой экономической среды».
В результате нормализации бюджетной политики совокупный дефицит в 2025 году снизится более чем втрое — до 0,5% ВВП с 1,7% ВВП в 2024 году.
Наличие первичного нулевого сальдо позволяет сказать, что новый бюджет не является проинфляционным, полагает главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. Это упростит задачу Банку России по проведению денежно-кредитной политики, направленной на борьбу с ростом цен, указал эксперт. Тот факт, что структурный дефицит исчезает, то есть будет в районе нуля, — «очень важный стабилизирующий фактор», заявлял глава департамента денежно-кредитной политики Банка России Кирилл Тремасов. На последнем заседании регулятор увеличил ключевую ставку до 19% годовых, сославшись на «неприемлемо высокие уровни» инфляции (по состоянию на 23 сентября годовые темпы роста цен составляли 8,6%). Впрочем, Тремасов обращал внимание, что в проекте бюджета возник «ряд неожиданных [для ЦБ] моментов», которые стоит проанализировать, и намекнул, что Банк России может рассматривать в этой связи более жесткую денежно-кредитную политику.
Достижение структурного нулевого баланса со следующего года означает нейтральное влияние бюджета на формирование денежной массы, отмечает главный экономист группы ВТБ Родион Латыпов. «С монетарной точки зрения эффект бюджета нейтральный. Важнее вторичные эффекты», — сказал он.
Эти эффекты измеряются проинфляционным влиянием дополнительных расходов и дезинфляционным — введением дополнительных налогов, причем влияние расходов на инфляцию «тем больше, чем дальше экономика от состояния сбалансированного роста», указал Латыпов. Эффект от указанных факторов вряд ли будет симметричным, но каким именно — только предстоит выяснить, отметил эксперт.
Структурные изменения
С 2025 года запланированы «значительные структурные изменения» в бюджетной политике, заявил представитель Минфина, анонсируя внесение законопроекта в Госдуму. В частности, в доходной части бюджета предусмотрены корректировки, ориентированные на «повышение справедливости и эффективности налоговой системы». Совокупные поступления в федеральный бюджет в 2025 году увеличатся сразу на 12% по сравнению с фактическими итогами 2024-го и достигнут 40,3 трлн руб., из них ненефтегазовые доходы вырастут на 18%, до 29,4 трлн руб., следует из бюджетных материалов.
Основные источники увеличения ненефтегазовых доходов будут следующими:
Поступления от НДФЛ и налога на прибыль. Дополнительные доходы государства ожидаются за счет общего роста экономики и роста прибыли предприятий, а также от изменения налоговой системы (введения прогрессии по НДФЛ, повышения налога на прибыль компаний до 25% и т. д.) и в 2025 году прогнозируются в размере 2,6 трлн руб. Согласно проекту бюджета, доходы от налога на прибыль в 2025 году вырастут почти в два раза относительно оценки за 2024 год, до 4 трлн руб., а НДФЛ — почти в три раза, до 811 млрд руб. Рост поступлений оборотных налогов. Сборы налога на добавленную стоимость, акцизов и ввозных пошлин в 2025 году увеличатся на 16%, до 18,2 трлн руб. Это произойдет «на фоне динамики макроэкономических показателей», а также за счет реализации мер по улучшению администрирования и увеличению собираемости, указано в материалах Минфина.
В то же время нефтегазовые доходы бюджета, напротив, будут сокращаться. В 2025 году они снизятся на 3,3% относительно уровня 2024 года и составят 10,9 трлн руб. В этом случае на нефтегазовые доходы будет приходиться 27% совокупных поступлений бюджета — рекордный минимум по крайней мере с 2006 года.
«Падение нефтегазовых доходов в 2025 году относительно 2024 года в основном связано с изменением законодательства в части НДПИ на газ», — отмечает Минфин. Ранее в ведомстве заявляли, что обсуждают отмену надбавки по НДПИ для «Газпрома», составляющей ежемесячно 50 млрд руб. в 2025 году, или 600 млрд руб. за весь год.
Несмотря на изменение структуры доходной части, бюджет по-прежнему чувствителен к ценам на сырье, отмечает Прокудин. Поэтому, например, говорить о том, что он сходит с «нефтяной иглы», нельзя — для этого налоговая нагрузка на граждан и несырьевой сектор должна была вырасти еще более существенно. «Но в этом нет смысла, как показывает исторический опыт», — рассуждает экономист.
Нацпроекты за 40 триллионов
Структура запланированных бюджетом расходов отражает «стратегическую концентрацию финансовых ресурсов на новых национальных проектах, включая мероприятия по реализации послания президента», указывает Минфин. Так, обновленный пул национальных проектов потребует более 40 трлн руб. в ближайшие шесть лет, и в части федерального бюджета их финансирование вырастет почти в два раза.
Традиционно самый масштабный по объему финансирования нацпроект будет посвящен демографической и социальной политике. Так, нацпроект «Семья» потребует 2,8 трлн руб. в 2025 году — примерно половину всех расходов на национальные проекты, следует из материалов Минфина. В его рамках будут осуществляться, в частности, выплаты материнского капитала (537 млрд руб.) и ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (1,4 трлн руб.).
На втором месте по величине финансирования — нацпроект «Инфраструктура для жизни», на который потратят 1,17 трлн руб. в 2025 году. Он будет ориентирован на строительство и ремонт федеральных трасс, жилья, а также развитие дорог регионального и местного значения. Само название этого нацпроекта говорит о том, что «во главу угла ставится гражданин и повышение качества его жизни», указывает генеральный директор Агентства трансформации и развития экономики Владислав Онищенко. «Такой подход позволит повысить согласованность реализации проектов друг с другом и комплексность решения проблем», — указал он.
Замыкает топ-3 ресурсоемких нацпроектов проект «Молодежь и дети», который потребует 458 млрд руб. в 2025 году. Среди его мероприятий — укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи, организация просветительских и патриотических мероприятий, вовлечение в волонтерство.
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Курс на суверенитет
В проекте бюджета также заложены средства на девять новых национальных проектов технологического суверенитета, которые в апреле нынешнего года поручил разработать президент Владимир Путин. В 2025 году на них будет направлено 442 млрд руб., которые распределятся следующим образом:
Промышленное обеспечение транспортной мобильности — 167,7млрд руб. Нацпроект предусматривает производство самолетов и вертолетов, судов и судового оборудования, подготовку профильных кадров, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Экономика данных и цифровая трансформация государства — 129,1 млрд руб. Нацпроектом запланировано: развитие инфраструктуры для доступа в интернет (включая создание низкоорбитальной спутниковой группировки), поддержка российских решений по внедрению искусственного интеллекта, усиление кибербезопасности и «обеспечение сетевого суверенитета», а также развитие информационных систем госорганов. Средства производства и автоматизации — 51,4 млрд руб. Мероприятия нацпроекта направлены на развитие станкоинструментальной промышленности, робототехники и автоматизации производства, а также создание литейного и термического оборудования. Новые атомные и энергетические технологии — 28,7 млрд руб. В его рамках планируется развивать технологии термоядерной энергетики, создавать новые материалы для атомной энергетики и других отраслей промышленности, строить атомные станции малой мощности. Беспилотные авиационные системы — 27,8 млрд руб. Нацпроект предусматривает меры по стимулированию спроса на отечественные беспилотные системы, подготовку кадров для отрасли, разработку, стандартизацию и серийное производство беспилотников. Технологическое обеспечение продовольственной безопасности — 14,5 млрд руб. Им запланированы поддержка производства критически важных ферментных препаратов, пищевых и кормовых добавок, а также модернизация инфраструктуры производителей ветеринарных препаратов. Развитие космической деятельности — 10 млрд руб. Мероприятия национального проекта в материалах к бюджету не раскрываются. Новые материалы и химия — 8,3 млрд руб. Нацпроект направлен на развитие производства химической продукции и импортозамещение критической биотехнологической продукции. Новые технологии сбережения здоровья — 4,8 млрд руб. Проектом запланированы разработка и клинические испытания оригинальных медицинских изделий и поддержка прикладных медицинских исследований.
Одной из отличительных черт новых национальных проектов станет усиление конкретизации — цели и задачи, стоящие перед ними, становятся все более прикладными, считает Онищенко. Особенно это видно по принципиально новым проектам технологического суверенитета, направленным на развитие технологических отраслей промышленности, указал он.
Проекты технологического суверенитета, безусловно, шаг вперед, потому что они будут создавать технологическую базу для промышленности, готовить кадры, отмечает руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов. «Но это не все задачи. Я бы сказал, это 40% задач, которые обеспечивают суверенитет (не автаркию, а лидерство)», — отметил эксперт. По его мнению, основной уязвимостью этих нацпроектов является невозможность «считать спрос со стороны бизнеса». В результате есть риск того, что отдельные технологии будут развиваться в контуре госкомпаний, а бизнес в массе своей будет жить своей жизнью и «покупать готовые коробки». «Это надо достраивать», — сказал Дмитрий Белоусов.
Машиностроительный дивизион «Росатома» принимает опосредованное участие в мероприятиях национального проекта «Новые атомные и энергетические технологии» в вопросах расширения глобального присутствия на международном рынке АЭС большой и малой мощности и повышения уровня технологического суверенитета в атомной промышленности и новых бизнесах, сообщил «Эксперту» представитель корпорации. Портфель заказов дивизиона уже составляет 800 млрд руб., но в госкорпорации видят возможности его расширения в том числе благодаря реализации нацпроекта. Это поможет прежде всего в выходе на новые рынки, в том числе в смежных отраслях: за счет освоения перспективных технологий в энергетике, расширения номенклатуры производства, отметил представитель «Росатома».
Фото: Эрик Романенко/ТАСС
Усиление обороноспособности
С точки зрения функциональной классификации расходов бюджета наиболее крупным разделом будет «Национальная оборона»: в 2025 году в ее рамках запланировано потратить 13,4 трлн руб. (около 33% всех расходов), следует из бюджетных материалов
Традиционно основная часть этих трат (около 84%, или 11,4 трлн руб.) относится к секретным и не детализируется.
В 2024 году, согласно действующему закону о бюджете, расходы по разделу «Национальная оборона» должны были составить 10,8 трлн руб., или 29,4% всех расходов.
В проекте бюджета предусматриваются «значительные средства на укрепление обороноспособности страны для обеспечения задач специальной военной операции», заявляли в Минфине. «Ресурсы будут предусмотрены (и уже предусмотрены) на оснащение Вооруженных сил необходимым вооружением и военной техникой, выплату денежного довольствия, поддержку предприятий ОПК», — указывали в ведомстве.
Важно понимать, что нынешняя конструкция бюджета исходит из предпосылки, что оборонные расходы сокращаются на протяжении трехлетки по отношению к размеру экономики почти на 1 п. п. ВВП, отметил Дмитрий Куликов, директор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА.
Российские расходы по статье «Национальная оборона» примерно соответствуют 6,3% ВВП — это высокий, но не критический уровень, отметил директор Центра экономической экспертизы ИГМУ НИУ ВШЭ Марсель Салихов.
«В США в последние годы тратили около 3,2–3,5% ВВП на оборону, но в 2010-х годах оборонные расходы достигали почти 5% ВВП. Страны НАТО имеют обязательства об оборонных расходах на уровне не менее 2% ВВП, но ряд стран имеет расходы ниже (к примеру, Испания, Бельгия Италия), другие — выше (Польша, Греция, страны Прибалтики). Китай тратит на оборону около 1,7–2% ВВП, Индия — 2,5–3% ВВП. В то же время Саудовская Аравия направляет ежегодно около 7–8% на оборонные цели», — сказал Салихов.
С точки зрения экономики стабильно низкая инфляция и устойчивый бюджет важнее абсолютных и относительных размеров оборонных расходов, указал Родион Латыпов. «Если дополнительные расходы по соответствующим статьям окажутся совместными с устойчивой инфляцией 4%, то это и станет, на наш взгляд, критерием их оптимальности», — отметил он.
Фото: официальный сайт Госдумы РФ
Фокус на социальном
Вторым по ресурсоемкости разделом расходов бюджета после «Национальной обороны» предсказуемо оказалась «Социальная политика»: в 2025 году на нее направят почти 6,5 трлн руб. из федерального бюджета, или около 16% совокупных трат. Основная часть этой суммы (около 4 трлн руб.) будет направлена в виде трансферта Социальному фонду.
Расходы на социальную политику в широком смысле, включая разделы «Образование», «Здравоохранение», «Культура» и «Спорт», будут значительно выше и превысят 10 трлн руб., что соответствует 25% всех расходов. А поскольку наиболее значительная доля социальных расходов в масштабах всей страны лежит на регионах и Социальном фонде, в структуре расходов всей бюджетной системы на «Социальную политику» в 2025 году приходится 23,2 трлн руб.
Основным нововведением в сфере социальной политики на ближайшие годы станет возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам. С 1 января им наряду с неработающими проиндексируют выплаты на уровень инфляции предыдущего года — 7,3%
К другим ключевым социальным обязательствам государства также относятся: адресная помощь семьям с детьми по новым правилам, продление программы материнского капитала до 2030 года, субсидирование процентной ставки по ипотеке для семей с детьми и единовременные выплаты многодетным семьям на частичное погашение ипотеки.
Год назад при планировании бюджета на 2024 и плановый период 2025 и 2026 годов министр финансов Антон Силуанов указывал, что увеличение оборонных расходов и пропорциональное сокращение долей других статей говорит о формировании «военного бюджета». «Многие говорят: у нас что теперь, военный бюджет? Нет, коллеги. Да, расходы увеличены на военное направление, но приоритет в расходах бюджета отдается социальным вопросам», — подчеркивал он.
Бюджет по-прежнему имеет явную социальную направленность, указал профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. «Ни одной социальной программы не было свернуто — напротив, опережающими темпами растет минимальный размер оплаты труда (с 2025 года увеличится на 16,5%), проиндексирован размер материнского капитала, снова вводится индексация пенсий работающим пенсионерам, растут расходы на выплату пособий», — отметил он.
С точки зрения конкретных результатов можно обратить внимание, например, на финансирование строительства образовательных учреждений: в бюджете заложено строительство 150 школ по адресной программе, отметил эксперт рабочей группы Народного фронта «Качество повседневной жизни» Арсений Беленький. Нередки ситуации, когда застройщик возводит жилой комплекс, но игнорирует строительство там школы или детского сада — программа ориентирована на восполнение этой инфраструктуры, добавил он. Школы не единственный акцент, в бюджете предусмотрены огромные средства на молодежную политику в целом: строительство и капремонт учебных заведений всех уровней, общежитий, поддержку молодежных инициатив, туризма и отдыха, уточнил Беленький.
Реализация системы нацпроектов уже принесла ощутимый результат — например, организована сеть амбулаторных онкологических центров по всем регионам, согласился директор НМИЦ радиологии Минздрава, академик РАН Андрей Каприн. Открыто 530 амбулаторных центров, уточнил он.
Еще один пример: строительство и модернизация фельдшерско-акушерских пунктов, поликлиник в сельской местности и в городах, добавила директор НМИЦ терапии и профилактической медицины Минздрава Оксана Драпкина. Это позволило увеличить охват населения профилактическими мероприятиями: в 2023 году это позволило выявить впервые более 1 310 999 сердечно-сосудистых заболеваний, 62 717 онкологических, 133 811 новых случаев сахарного диабета, обратила она внимание.
За пять лет реализации нацпроекта «Здравоохранение» уровень младенческой смертности сократился до 4 промилле, добавила директор Российской детской клинической больницы Минздрава Елена Петряйкина. Это исторический минимум, по данному показателю мы опережаем многие развитые страны, подчеркнула она.
В новом бюджете один из акцентов профильного нацпроекта — на материально-техническое обеспечение центров здоровья, модернизацию приемных отделений, борьбу с сахарным диабетом, реализацию мероприятий, направленных на борьбу с гепатитом С, комплексную программу по охране материнства, сбережению здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья, отметила Оксана Драпкина.
Медпомощь пациентам с онкологическими заболеваниями также остается одним из приоритетов — на это предусмотрено ежегодно 140 млрд руб. в 2025–2027 годах, добавил Андрей Каприн. За счет этого будет улучшаться качество услуг, расширяться доступ к ним, повышаться зарплаты медспециалистов, резюмировал он.
Увеличится финансирование и фонда «Круг добра», который поддерживает детей с тяжелыми заболеваниями и может обеспечивать их новейшими препаратами, в том числе еще не зарегистрированными в России, обратила внимание Елена Петряйкина. За три года планируется выделить более 687 млрд руб., отметила она. За этими показателями — жизни малышей с тяжелыми и хроническими заболеваниями, подчеркнула эксперт.