Понедельник, 10 марта, 2025

топ НЕДЕЛИ

На Кубани подростка сделали виновником ДТП, объявив обочину проезжей частью

Обочина дороги в этой истории, пожалуй, главное действующее лицо. У нее, мы знаем, достаточно много слов-синонимов: край, периферия, боковая сторона, обочье, забока, придорожная полоса, закраек… Но в волшебных руках следователей Славянского района на Кубани она неожиданно превращается… в проезжую часть. И это чудное превращение привело молодого парня Диму Донченко, больного гемофилией, на скамью подсудимых.

…21 сентября 2022 года эта обочина была сама собой. Но в этот день Дима Донченко и его 18-летний друг Рома Леошко, закончив восстанавливать старенькую “праворукую” “Тойота Спринтер” решили съездить на ней в Славянск-на-Кубани. Дима сел за руль на правое кресло, его 18-летний приятель Рома Леошко занял место слева. На полпути, за станицей Петровской, водителю, что называется, приспичило. Он припарковал автомобиль на краю дороги в метре от проезжей части и отошел по своим делам. Вернувшись, подключил свой телефон к зарядному устройству автомобиля, а вот повернуть ключ зажигания и завести мотор не успел: мощный удар и темнота в глазах. Очнулся уже в машине “скорой”.

Как следует из рапорта, составленного оперативным дежурным ДЧ МВД России по Славянскому району В.А. Годзелих, на место выезжали начальник ГИБДД Сторчак Е.С., следователь ОМВД по Славянскому району Сафронов В.В., командир ОВ ДПС Соломка А. В., инспекторы ДПС Дубяга Н.С. и Гришков Д.Ю. То есть, обратите внимание, не один человек стоял за этим рапортом, зарегистрированным в книге учета сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях под номером 16154. Дальше цитирую: “21.09.2022 г. в 23 часа 20 минут на 21-м километре автодороги Славянск – Петровская – Целинный водитель Волколуп Евгений Владимирович, управляя автомобилем “КАМАЗ” с прицепом, двигаясь со стороны Славянска-на-Кубани в сторону станицы Петровской, в пути следования выехал на полосу встречного движения и допустил столкновение с автомобилем “Тойота” под управлением Дмитрия Донченко. В результате ДТП пассажир автомобиля “Тойота” Леошко Роман Дмитриевич погиб на месте до приезда скорой медицинской помощи, гражданин Волколуп Е.В. получил телесные повреждения в виде ушиба и ссадины грудной клетки, доставлен для оказания амбулаторной помощи в ЦРБ Славянска-на-Кубани, гражданин Донченко получил телесные повреждения в виде сочетанной травмы, госпитализирован в реанимационное отделение ЦРБ Славянска-на-Кубани”.

После аварии Диму, как говорит председатель краевого общественного движения по защите прав и интересов инвалидов Павел Снаксарев, медики буквально вернули к жизни. “Это чудо, что при таких травмах удалось спасти пациента с гемофилией. Обычно подобные операции делают только в Москве, но тут его совершили кубанские доктора под руководством нашего замечательного главврача Краснодарской краевой больницы N 1, академика РАН Владимира Порханова”. Дима снова встал на ноги, а затем успешно сдал госэкзамены на факультете прикладной математики и информатики Кубанского аграрного университета, где учился, и получил диплом.

Однако настоящие чудеса в решете начинаются дальше. Спустя больше полгода на него 19 апреля 2023 года заведено уголовное дело. А уже в апреле 2024 года ему предъявили обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ (наказание за нарушение Правил дорожного движения водителем, повлекшее смерть человека по неосторожности).

Так обочина неожиданно “съехала” на проезжую часть. Из протокола осмотра места происшествия, составленного следователем Владимиром Сафроновым, уже выходило, что вовсе не “КАМАЗ” врезался в стоящую на обочине легковушку, а это она выехала на встречную полосу, протаранив тяжелый грузовик. Смотрю на схему дорожного происшествия, составленную, как указано, 22.09.2022 года в 00 часов 1 минуту, и не могу уразуметь: почему “Тойота” и “КАМАЗ”, ехавший по левой стороне дороги, оказались в одном кювете справа?

По горячим следам водитель “КАМАЗа” признавался хозяину машины, что “не может объяснить, что произошло”, “возможно, “зяву” поймал”, то есть заснул

При таких авариях, подумала, возможно, все. Полагала, что ответ найду в других материалах дела. Ведь ДТП расследовалось свыше двух лет, причем срок предварительного расследования продлевался 12 (!!!) раз. Сначала это дело находилось в производстве СО МВД России по Славянскому району, а в июне 2023 года было передано в СЧ ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю, где его принял к производству капитан юстиции Максим Ищенко. Но в двух тощих томах дела оказался минимальный объем документов, которые мало чем помогли мне. В них масса несостыковок и необъяснимых действий. Почему, спрашивается, к протоколу осмотра места аварии приложено всего три фотографии, на которых трудно что-то рассмотреть? Или вот протокол осмотра автомобиля “Тойота”. Почему он составлен не в момент ДТП, а почти год спустя – 15.08.2023 года, как указано в этом протоколе? И можно ли после этого верить, что рычаг переключения скорости был в положении движения автомобиля? А почему-то “КАМАЗ” вернули владельцу? Его быстренько отремонтировали и попробуй определи теперь, какие повреждения у него были. А они очень важны для экспертизы.

Читать также:
В Омске взяли под стражу обвиняемых в поджоге вертолета подростков

Кстати, о ней. Направляя документы на экспертизу, капитан Ищенко отправил, видимо, лишь данные, собранные своим предшественником. А там кроме протокола осмотра места ДТП, составленного, напомню, капитаном Владимиром Сафроновым, по сути, больше ничего и не было. У эксперта Александра Коптева возникли вопросы. В связи с отсутствием сведений о ДТП он просит следствие “предоставить исходные данные, установленные следственным путем, так как оценка имеющихся в материалах дела показаний выходит за пределы его компетенции”. Список вопросов Коптева составляет почти страницу: от дорожной обстановки до траектории движения транспортных средств в указанном месте аварии.

Возможно, это простой рабочий момент. Но главное не в этом. Ищенко, отвечая на вопросы, опять ссылается на показания свидетелей, в частности, водителя “КАМАЗа”. И видимо, понимая их неубедительность, затем направляет эксперту письмо. Цитирую: “Сообщаю, что к версии Донченко о нахождении автомобиля на обочине в момент дорожно-транспортного происшествия орган предварительного следствия относится критически, так как данная версия противоречит вещно-следственной обстановке, зафиксированной в ходе осмотра места ДТП от 22.09.2022 года”.

Не берусь судить, как это повлияло на эксперта. Однако многие существенные моменты в его заключении как бы продиктованы “вещно-следственной обстановкой”. Столкновение произошло на встречной полосе, о чем “свидетельствуют разлетевшиеся осколки деталей автомобилей на проезжей части”. И не важно, какие осколки, какого автомобиля. Хотя специалисты утверждают, что при сильном ударе их разлет может быть достаточно широк. А вот разливы жидкостей автомобилей, хотя они обязательны при таком ударе, не обнаружены и не зафиксированы. Как и следы торможения! Четверо свидетелей говорят, что они видели их, а в заключении эксперта: “Следов торможения нет”. Зато есть “задиры на асфальте”. А чем они вызваны, от какой машины произошли, увы, непонятно…

– Следствие с самого начала выгораживало водителя “КАМАЗа”, – замечает адвокат Антон Воронин. – Хотя он сам по горячим следам признавался хозяину машины, что “не может объяснить, что произошло”, “возможно “зяву” поймал”, то есть заснул. А тот по телефону просил кого-то решить вопрос. Этому есть свидетели. Один свидетель также утверждает, что на “КАМАЗе” был рабочий регистратор, который якобы сняли прибывшие полицейские. Но подтвердить свои показания под протокол отказался, заявив, что с дэпээсниками сидящему за рулем человеку лучше не связываться.

Не стал вникать, как мне кажется, в суть произошедшего и Славянский районный суд Краснодарского края, прошедший под председательством судьи Карины Лысенко. Всего два примера. В постановлении суда говорится, что он “критически относится к показаниям свидетелей: Волкореза Е.Ф., Волколупа Е.В., Шостока А.А. и Супряга В.В. – в части наличия на проезжей части полосы движения из г. Славянска-на-Кубани в сторону ст. Петровской следов торможения, поскольку данных о том, каким именно образом ими дано подобное определение, где именно располагались указанные следы и в каком направлении, а также их протяженность, свидетели не указали”. Но в ходе заседания ни судья, ни государственный обвинитель почему-то не задали им ни одного вопроса для установления этих деталей?

Также критически отнеслась судья к заключению специалиста Максима Петренко, который на анализе данных следствия создал компьютерную версию ДТП, которая показала, что в данной ситуации “КАМАЗ” наехал своим передним левым колесом на боковую переднюю часть “Тойоты”, стоявшей на обочине. Ибо, по мнению судьи, он якобы “не был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ”. Хотя в материалах дела имеется данная Петренко расписка о том, что он как раз предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Впрочем, Карина Лысенко проигнорировала абсолютно все, что не совпадало с версией обвинения. В итоге она делает вывод, что “наказание в виде лишения свободы в условиях изоляции от общества обеспечит достижение целей наказания и восстановление справедливости”. Дима Донченко приговорен к году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

При его диагнозе, когда сверхдефицитный препарат “Фактор” нужно иногда колоть каждые два часа, приговор можно назвать смертельным. Но Дима не сдается. Он продолжает верить в справедливость и пытается ее добиться. Тем более что мама его погибшего друга, прослушав все заседания суда, пришла к выводу о его невиновности и просила привлечь к ответственности тех, кто был действительно повинен в гибели ее сына.

Не могу не рассказать и о вишенке на торте. В ходе расследования выяснилась пикантная подробность: следователь Владимир Сафронов, который состряпал протокол осмотра происшествия, в минувшем году сам стал фигурантом уголовного дела, возбужденного по фактам, выявленным прокуратурой края…

Ну как тут не развести руками?!

Также интересно