Суббота, 26 апреля, 2025

топ НЕДЕЛИ

Минфин может пересмотреть бюджетное правило

Цена в $60 за баррель нефти «не отвечает вызовам времени»

Фото: Семен Лиходеев/ТАСС Задача министерства финансов — настроить бюджетное правило для минимизации внешних рисков, потому что действующее распределение выручки от экспорта нефти между бюджетом и ФНБ перестало отвечать вызовам времени. Об этом на расширенной коллегии Минфина, прошедшей 23 апреля, заявил глава ведомства Антон Силуанов. «Эксперт» узнал у экономистов и аналитиков, насколько далеко готов зайти Минфин и какие риски для экономики обнажила дешевая нефть.

Экспорт уже не тот

Сейчас главный риск — это развертывание глобальных торговых войн и, соответственно, снижение экспортных возможностей, в том числе и России, заявил в ходе выступления глава Минфина Антон Силуанов. По его словам, бюджету удалось снизить зависимость от нефти и газа: если «некоторое время назад» доля нефтегазовых доходов составляла почти 50%, то сегодня на нее приходится только четверть.

Министр подчеркнул, что необходимо настроить бюджетное правило на минимизацию внешних рисков, чтобы в том числе довести ликвидные активы ФНБ до уровня трехлетнего бесперебойного финансирования обязательств — в том случае, если ситуация на нефтяном рынке останется стрессовой. «Надо проводить расходы в соответствии с новыми реалиями. Возможно ли это? Да, придется где-то быть скромнее в наших желаниях, обеспечивать больше отдачи на каждый бюджетный рубль», — подытожил министр.

Минэкономразвития считает, что из-за высокой волатильности мировых цен на нефть изменение бюджетного правила требует обсуждения. «Бюджетное правило должно обеспечивать сохранение макроэкономической стабильности. При этом из-за высокой волатильности мировых цен на нефть модернизация бюджетного правила в части корректировки цены отсечения (ниже или выше текущего уровня) требует обсуждения», сообщили «Эксперту» в Минэкономразвития.

Ранее Минэкономразвития внесло в правительство новый проект макропрогноза на трехлетку. Из него следует, что цена за баррель Urals в среднем по 2025 г. ожидается на отметке $56, по 2026 г. — $61. Силуанов отметил, что вопрос с новым уровнем отсечки уже поднимался на закрытой части коллегии Минфина. В ней, помимо главы Минфина, приняли участие председатель Банка России Эльвира Набиуллина, помощник президента Максим Орешкин, глава Минэкономразвития Максим Решетников, глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров и руководитель ФНС Даниил Егоров.

Как рассчитывается бюджетное правило

В конце 2022 г. Минфин принял обновленное бюджетное правило — механизм, который определяет, как и куда правительство должно распределять доходы и расходы бюджета. Главная задача бюджетного правила — сгладить влияние сырьевых цен на бюджет и обеспечить его устойчивость. В основе действующей конструкции правила лежит цена отсечения нефти: то есть, сумма от продажи до отсечки поступает в бюджет, а сумма сверх — в ФНБ. Сейчас отсечка установлена на $60 за баррель нефти марки Urals. Если же цена нефти падает ниже базового уровня, государство использует накопленные в ФНБ средства, чтобы покрыть дефицит бюджета.

Все приоритеты российской экономики на 2025–2030 гг., которые потребуют реализации более 40 трлн руб., «уложены в обеспеченную ресурсами бюджетную рамку», заверил Силуанов на коллегии. Министр подчеркнул, что сейчас структура доходов бюджетной системы сбалансирована: 32% составляют налоги на зарплаты, 28% — налоги на потребление, по 16% приходится на природную ренту и налоги на капитал. «Но рентные доходы — источник нестабильный, и на длинной дистанции он будет сокращаться, если не исчерпается через некоторое время вовсе», — заявил глава Минфина. Он пообещал, что на горизонте до 2030 г. базовые налоговые услуги «закреплены и останутся неизменными».

Экономика остынет быстрее

Снижение цены отсечения в бюджетном правиле, скажем, до $50 за баррель окажет дезинфляционный эффект, это связано с тем, что при таком сценарии расходы бюджета сократятся на 0,6–0,8% ВВП в год, рассчитал главный экономист ВТБ Родион Латыпов. В комментарии для «Эксперта» он добавил, что другим эффектом от сокращения отсечки станет снижение нетто-продаж валюты — на те же 0,6–0,8% ВВП. «При прочих равных, это приведет к более слабому реальному эффективному обменному курсу рубля, он снизится примерно на 6%», — прогнозирует экономист. Он отметил, что потери рубля единоразово подстегнут уровень цен, но это не повлияет на общий дезинфляционный курс.

Читать также:
Названы лауреаты национальной премии «Лидеры ИИ»

В нынешних макроэкономических условиях нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2025 г. могут быть недоисполнены на 15–20% от плана — при условии, что национальная валюта ослабнет до 100 руб. за доллар, прогнозирует старший директор АКРА Дмитрий Куликов. Он обратил внимание, что в ненефтегазовой части, вероятно, получится собрать более высокие доходы, чем заложены в действующий бюджет. Латыпов же считает, что этот фактор переоценивать не стоит, потому что все ненефтегазовые доходы и так направляются на расходы и не отчисляются в ФНБ.

Дефицит федерального бюджета может расшириться на 0,5–1 п.п., до уровня около 1,5% ВВП, продолжил Куликов, но оговорился, что это актуально лишь при отсутствии острых кризисов в экономике в течение 2025 г. «В моем понимании, корректировка параметров бюджетного правила, если она случится, может повлиять на планирование расходов и динамику ФНБ не раньше 2026 года», — уверен аналитик. Согласно действующему бюджетному правилу, валовое использование средств ФНБ в 2025 г. будет небольшим и составит менее 0,5% ВВП, а с учетом перечисления за прошлый год фонд даже номинально пополнится. «Краткосрочно проблемы нет», — резюмирует он.

Начало разговоров о пересмотре бюджетного правила — хороший сигнал, означающий, что Минфин адекватно реагирует на вызовы, отметила в разговоре с «Экспертом» главный экономист «Т-Инвестиций» Софья Донец. Она, как и Латыпов из ВТБ, допускает снижение цены отсечки до $50. По ее словам, такое изменение при действующем налогообложении и текущих курсах валют «отвечает» примерно за 1,5 трлн руб. бюджетных расходов в 2025 г. «То есть, если мы срезаем цену отсечения на $10, это значит, надо изыскать дополнительные полтора триллиона не из ФНБ», — пояснила экономист. Она обратила внимание на то, что пока есть потребность обеспечивать обороноспособность страны, снизить расходы фактически невозможно. Поэтому более вероятный сценарий — снижение цены отсечки меньше, чем на $10. Кроме того, одновременно наверняка будут обсуждаться расходы из ФНБ на неликвидные инвестиции, отметила она. Так или иначе, события на сырьевом рынке и ответные действия Минфина ускорят охлаждения экономики — и в ЦБ, вероятно, с радостью встретили новость о намерении снизить отсечку, резюмировала Донец.

Последнее решение ОПЕК+ было неожиданным — в начале апреля вместо прогнозируемого рынком увеличения добычи нефти на 135 тыс. баррелей в сутки картель пришёл к решению нарастить объемы сразу на 411 тыс. баррелей, обратил внимание «Эксперта» ответственный секретарь Комитета ТПП по энергетической стратегии и развитию ТЭК Дмитрий Полохин. «Если не учитывать эмоции, то решение картеля связано с намерением побороться с США за долю рынка», — допустил собеседник. Полохин допустил, что при обрушении цены за баррель Brent до $60 ОПЕК+ может и пересмотреть свое решение относительно объемов добычи. Минфин же справедливо считает, что в условиях ценовой неопределенности важно ускоренным темпом наполнять ликвидные активы ФНБ, заключил эксперт.

#Минфин #Бюджет #Нефть #Антон Силуанов

Также интересно