Вчера из трюмов останков танкера “Волгонефть-239”, чья корма выброшена на мель у мыса Панагия в Краснодарском крае, продолжилась откачка мазута. Специалисты Морспасслужбы рассчитывают завершить работы до конца января. Прежде чем откачка стала возможной, “Краснодаравтодор” построил дорогу к месту ЧП и большой вал, которые опоясали обломки судна со всех сторон. На все про все ушло около четырех суток.
Парковка у кормовой части танкера “Волгонефть-239” забита автомобилями, рядом палатки и полевая кухня. “Ребята, в 12 часов будет обед, ждем вас”, – предупреждают нас повара. Ароматы гречневой каши и дыма смешиваются с легким запахом мазута. Отсюда по свежей дороге-набережной до обломков “Волгонефть-239” идти, увязая в глине, минут десять. Еще неделю назад тут были скалы и приходилось буквально прыгать по камням, чтобы добраться до судна.
– В прошлое воскресенье оперштаб принял решение о необходимости строительства дороги до танкера. И сразу начались работы. Построено без малого 400 метров дороги. Это позволило тяжелой технике убирать мазут и начать обваловку вокруг танкера, – рассказал “РГ” заместитель губернатора Краснодарского края Евгений Пергун, чей рабочий день проходит у “Волгонефть-239”.
Обваловка – это создание круговой насыпи из крупных валунов и щебня вперемешку с глиной, которая даже при ухудшении погодных условий не позволит мазуту уйти в море. По словам Евгения Пергуна, необходимо еще произвести укладку железобетонных конструкций, которые защитят вал от штормов.
Под гусеницами тракторов каменная насыпь ощутимо вибрирует, ковш медленно отправляет новую порцию камня в море. В своем основании – на дне – вал имеет ширину 18 метров, кверху сужается до 6-7 метров, а глубины здесь – от 1,5 до 2,5 метра.
Большой камень добывают в карьерах под Новороссийском и Анапой. КамАЗы доставляют его и щебень на место стройки непрерывно днем и ночью. В качестве регулировщика выступает руководитель Новороссийского дорожного филиала ГКУ КК “Краснодаравтодор” Николай Андрощук, он управляет потоком большегрузов по рации.
– Задача – избежать пробок, так как развернуться на дороге, ведущей к танкеру, невозможно – с одной стороны море, с другой – скалы, а ширина проезда – всего-то метров пять. Процесс отлажен с точностью часового механизма, – поясняет он.
В “осушении” моря задействованы не только государственные предприятия, но и частные.
О дальнейшей судьбе кормы танкера “Волгонефть-239” пока ничего не известно. Как рассказал руководитель Морспасслужбы Виктор Чернов, есть два варианта развития событий.
– Первый – утилизация танкера, второй – буксировка в другой порт, – пояснил он. – Но это если позволит техническое состояние судна. Однако самое реалистичное решение – все же утилизация его на месте.
Тем временем
Носовая часть “Волгонефти-239”, корма и нос “Волгонефти-212” лежат на дне в Керченском проливе на глубине около 20 метров. Как установили специалисты Морспасслужбы, носовые части затонули в тех местах, где танкеры стояли на якорях. Корму “Волгонефти-212” отнесло во время шторма на несколько километров. Звучали разные варианты дальнейших действий, предлагалось даже накрыть эти части саркофагом, чтобы избежать утечки мазута. На заседании правкомиссии под председательством вице-премьера Виталия Савельева 17 января стало известно, что пока еще ведется анализ возможных сценариев подъема затонувших фрагментов. Водолазы Морспасслужбы, когда позволяет погода, спускаются к затонувшим частям танкеров, обследуют их и выполняют герметизацию технических отверстий. Работу осложняет плохая видимость – не более метра.
“Задача – до мельчайших деталей изучить корпус судна, провести герметизацию и не допустить повторного выхода мазута из танков”, – рассказали в Морспасслужбе. Об утечке мазута из затонувших частей не сообщается. “Эти танкеры не такие большие, поднять их вполне реально, – считает директор Центра морских исследований и технологий Севастопольского госуниверситета Виктор Двухшорстнов.- На это уйдет не менее двух месяцев”.
Подготовила Юлия Крымова