Евросоюз представил 15-й пакет антироссийских ограничений
Фото: Леонид Зубов/ТАСС ЕС ввел очередной, 15-й пакет санкций против России. Под ограничения попали авиаперевозчик Utair, девелопер «Пик», оборонные ОДК, «Туламашзавод», ВНИИР-Прогресс, а также Лариса Долина и Тина Канделаки. «Эксперт» разобрался, в чем логика Совета ЕС и какими могут быть последствия новых санкций.
Кто попал под санкции
В 15-м пакете оказались российские оборонные и судоходные компании. Последние, как утверждается в сообщении Совета ЕС, ответственны за транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов по морю. Среди оборонных в списках фигурирует «Туламашзавод» (производитель зенитно-ракетных комплексов, пушек и пулеметов), ВНИИР-Прогресс (разрабатывает системы РЭБ), производитель электроники «Группа Кремний Эл», производитель авиадвигателей (в том числе для линейки гражданских самолетов) «ОДК-Стар» и другие.
«Под санкциями оказалась и гражданская авиакомпания Utair. Согласно сообщению, Utair, кроме регулярных перевозок, выступает подрядчиком Минобороны. Компания оказывала логистическую поддержку вооруженным силам России, в том числе путем перевозки военнослужащих, командированных в зону боевых действий», — отмечают власти ЕС. Также отмечается, что Utair «связана» с фигурирующим в санкционном списке Владимиром Богдановым (гендиректор «Сургутнефтегаза») и неоднократно получала «существенную финансовую поддержку от российского правительства». Под санкции попали также китайские компании, поставляющие компоненты для производства беспилотников и микроэлектронные компоненты.
В качестве меры по борьбе с обходом санкций ограничения наложены на 52 танкера из третьих стран, которым теперь запрещен доступ в порты Европы и получение связанных с морским транспортом услуг. В итоге общее количество судов, находящихся под европейскими ограничениями, достигло 79.
Неожиданным было включение в списки крупного девелопера «ПИК». В ЕС его назвали «специализированный девелопер», который, как утверждается, через свои дочерние компании финансировал набор персонала для российских воинских частей и частных военных компаний, действующих на Украине.
Среди физлиц под санкциями оказались певица Лариса Долина и заместитель гендиректора холдинга «Газпром-Медиа» Тина Канделаки.
Совет Европейского Союза также принял решение не признавать и не исполнять в странах ЕС судебные решения российских судов, которые запрещают разбирательства в юрисдикциях, отличающихся от России. Как сказано в опубликованных документах, это решение принято с целью обеспечить лучшую защиту европейских компаний от судебных споров с российскими партнерами. Новый пакет санкций также даст возможность разблокировать остатки денежных средств, хранящихся в центральных депозитариях Евросоюза (ЕС). Поскольку «участившиеся судебные разбирательства и ответные меры в России приводят к аресту активов центральных депозитариев в ЕС», введенная мера позволит им получать с согласия компетентных органов государств — членов сообщества возможность использовать указанные средства «для выполнения юридических обязательств перед клиентами». Москва осуждает санкции, считая их незаконными. В Кремле подчеркивают, что они усугубят экономические проблемы в странах, вводящих эти ограничения.
Как санкции скажутся на деятельности компаний
Что касается деятельности Utair, наложенные ограничения вряд ли серьезно ограничат авиакомпанию, считает исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. В целом весь парк самолетов, который эксплуатируют российские авиаперевозчики, уже находится под санкциями с 2022 года, напоминает он. «За два с половиной года они как-то с этим справились. Даже когда под американские блокирующие санкции попала авиакомпания „Победа“ (так называемый SDN-list) — это не привело к остановке ее деятельности. Это позволяет сделать вывод, что ничего радикально нового не происходит. Даже самый жесткий сценарий санкций (SDN-list) не является однозначно убийственным для авиакомпаний», — отмечает Пантелеев. Тем не менее ряд контрагентов может свернуть взаимодействие с Utair, «но для жизнеспособности авиакомпании это не драматично».
Источник «Эксперта» на авиарынке считает причиной попадания Utair под санкции Евросоюза тот факт, что вертолетный оператор группы оказывает услуги для нефтегазового сектора России, который и был основной целью 15-го пакета.
Аналогично вряд ли санкции серьезно навредят работе «ПИКа», считает Ирина Доброхотова, основатель компании «БЕСТ-Новострой» и IT-платформы bnMAP.pro. По мнению эксперта, поставщиков для строительных и ремонтных проектов компания сможет найти внутри России. «Единственное, санкции могут ударить по заграничной недвижимости и личным счетам акционеров ПИКа. Также у них могут быть сложности с выездами за границу. Но я думаю, с момента первых санкций все акционеры уже сориентировались, как защитить свои зарубежные активы», — заключила эксперт.
Самым болезненным новым запретом юрист Адвокатского бюро Некторов, Савельев и партнеры (NSP) Глеб Бойко называет расширение перечня судов, которым запрещен доступ в порты ЕС. По мнению Совета ЕС, эти суда входят в так называемый теневой флот, на котором перевозится нефть российского происхождения. «Это самое большое расширение данного списка, которое может повысить издержки экспорта российских энергоносителей», — отмечает Бойко. Кроме того, расширен перечень лиц, которых Совет ЕС считает конечными потребителями продукции двойного назначения, имеющими отношение к российскому ВПК. «Наибольшее влияние данная мера оказала на иностранные компании, включенные в список, так как их больше будет невозможно задействовать в цепочке поставок продукции двойного назначения в РФ», — отмечает эксперт.
Как отмечает партнер экспертной группы Veta Дмитрий Жарский, санкционные списки ЕС и США уже давно пополняются за счет лиц и компаний, которые могут контролировать тех или контролироваться прямо или косвенно теми, кто в эти списки уже был включен ранее. «Это, скажем так, формальные основания для применения ограничительных мер, они нередко вообще лишены какой бы то ни было политической или экономической подоплеки», — считает Жарский.
Вторая группа попавших под санкции — это лица и организации, которые могут участвовать в цепочках, с помощью которых осуществляется обход установленных ограничений (будь то осуществление финансовых операций, банковских расчетов, посредничество при реализации экспортных сделок, или налаживание параллельного импорта, или участие в поставке технологий, товаров и услуг, в отношении которых введены ограничения), добавляет Жарский. Чаще всего такие лица и организации не являются российскими и происходят из третьих стран, как присоединившихся к санкциям, так и нейтральных. «Ничем новым очередной пакет санкций не чреват. По большому счету, наибольшие неудобства были уже доставлены первыми пакетами; если не считать санкций, связанных с расчетами за поставки газа (против „Газпромбанка“. — „Эксперт“), любые ограничения сейчас носят чисто косметический характер. Экономика демонстрирует высокий запас прочности и гибкости, это же касается не в последнюю очередь импорта и экспорта», — заключает эксперт Veta.
Несмотря на то что ограничения на транспортировку нефти через третьи страны стали одной из ключевых мер нового пакета санкций ЕС, обход этих мер остается технически возможным благодаря сложным схемам, включающим передачу груза между судами и использование нейтральных флагов, что ставит под сомнение эффективность санкций, отмечает Зарина Цоколаева, руководитель проектов по макроэкономическим исследованиям Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ). «В торговом секторе ограничения затронули азиатских и ближневосточных партнеров, осуществлявших торговлю товарами двойного назначения. Тем не менее заявленные вторичные санкции вряд ли можно назвать жесткими, что, в свою очередь, снижает вероятность полного прекращения торговых операций по подсанкционному списку товаров», — добавляет она. Еще одной значимой мерой, по словам Цоколаевой, стало усиление европейских финансовых систем от попыток взыскания «замороженных» активов России в рамках российских судебных решений, что подтверждает стремление ЕС сохранить контроль над данными средствами.
Общий эффект нового пакета санкций остается ограниченным: он увеличивает затраты для России, но в то же время не представляет собой критического, непреодолимого барьера для экспорта энергоносителей или осуществления торговли через альтернативные каналы, заключает эксперт ЦЭИ.
#Санкции