Спецпредставитель президента представил свое видение России между Западом и Востоком
Фото: Софья Сандурская/ТАСС Борис Титов сформулировал экономическую программу для России из 8 пунктов. Он предлагает развивать средний класс, таргетировать не инфляцию, а рост ВВП и вернуть в страну эмигрантов. Свою модель он назвал «московский консенсус», противопоставив ее западному «регенеративному капитализму» и китайскому «пекинскому консенсусу».
России нужно переходить к новой идеологии развития — «московскому консенсусу». С таким предложением выступил спецпредставитель президента по связям с международными организациями Борис Титов на заседании Столыпинского клуба (презентация есть у «Эксперта»). Его экономическая программа включает 8 «зон роста»:
Концентрация на конкурентоспособных приоритетах; Национальные чемпионы — пионеры роста; Малый и средний бизнес; Сильное государство как гарант развития инфраструктуры и соблюдения прав собственности; Новая денежно-кредитная политика с таргетированием экономического роста и доходов населения; Прогрессивно-стимулирующие налоги; Кадровая политика с акцентом на либерализацию иммиграции и возвращения в страну профессионалов; Социальная стабильность и развитие среднего класса.
Что такое Столыпинский клуб
Столыпинский клуб — экспертная площадка для обсуждения вопросов экономики и политики. Клуб организован при одноименном институте экономики роста им. Столыпина. Председатель его набсовета — Олег Дерипаска. Кроме него, в состав совета входят другие известные бизнесмены, например, Алексей Репик и Захар Смушкин. Борис Титов работает председателем координационного совета института.
Борис Титов поясняет свои идеи следующим образом. Основным драйвером экономики должны стать компании-«чемпионы», у которых есть перспективы лидерства на внешних рынках. При этом они же должны закрывать потребности внутреннего спроса и обеспечивать заказами малые и средние предприятия (МСП). Взамен они получали бы госгарантии, субсидированный капитал для развития, инвестльготы в налогообложении, имели бы доступ к новой экспортной (транспортной и расчетной) инфраструктуре. Вторая группа драйверов — это малые производства «простых вещей» в малых и средних городах, а также работающие на госзаказ компании и поставщики комплектующих для крупных отраслей строительства, транспорта, торговли и услуг, как следует из презентации. Для МСП, напротив, нужно обеспечить максимальную конкуренцию, убрать бюрократические ограничения, предоставить доступ к инвесткапиталу.
Предстоит также изменить подход к денежно-кредитной политике и отойти от «вашингтонского консенсуса»: приоритетом ДКП должен быть рост инвестиций, а не повышение процентной ставки. Таргетом ЦБ должен стать рост предложения, а ключевая ставка должна балансировать в диапазоне +1–2% к уровню инфляции, считает Титов. В части налогообложения предприятий спецпредставитель президента предлагает использовать широкие инвествычеты и создавать льготные условия для совместных предприятий с иностранными партнерами. Кроме того, Титов поддерживает введение прогрессивной шкалы по НДФЛ (начнет работать с 2025 г. ), а также «разумное» прогрессивное налогообложение для компаний.
Вопросы о роли государства
Директора Института экономики РАН Михаил Головнин согласился со многими тезисами Бориса Титова. «Правда, могут быть некоторые расхождения относительно роли государства. На мой взгляд, регулирующая и перераспределительная роли государства должны быть значительными. Но важно и частному сектору выделить роль, ведь как раз эти компании помогают гибко обходить санкционные ограничения», — говорит эксперт. В целом, по его мнению, в экономической политике можно двигаться и по пути экономики предложения: «Продолжается структурная перестройка экономики, которая закладывается в формируемые нацпроекты, в первую очередь проекты технологического лидерства».
«Плывя по бурной реке со множеством подводных камней и узкими, с не вполне различимыми берегами, приходится действовать не по априорно выбранной экономической схеме, а быстро и изобретательно отвечать на непривычные, меняющиеся вызовы и овладевать неожиданно открывающимися возможностями», — добавил вице-президент НИУ ВШЭ Лев Якобсон.
Москва, Пекин, регенеративный капитализм
«Московский консенсус» противопоставляется двум основным мировым моделям: «регенеративному капитализму» и «пекинскому консенсусу». Первая, капиталистическая модель, предполагает свободный рынок, но с компонентами «устойчивости», «заботы о благе будущих поколений», по которой идут многие страны Запада. «Пекинский консенсус» — это модель с координирующей ролью государства, которое действует методом проб и ошибок, ей следуют такие страны как Китай, Индонезия, Вьетнам и другие, ориентированные на сотрудничество с КНР.
После 2022 г., когда Россия оказалась под масштабными санкциями, она начала переходить от экономики, опирающейся на ресурсы, к реиндустриализации, следует из презентации Титова. Тогда же проявился технологический голод в результате ухода с рынка западных партнеров. Вместо большого валютного профицита, характерного для финансовой системы страны ранее, появилась необходимость начать работу с национальными валютами развивающихся стран, а среди новых партнеров оказались быстрорастущие и наименее развитые страны мира, говорится в презентации. Все эти факторы свидетельствуют о необходимости выбрать новую модель развития.
По словам Михаила Головнина, применительно к России до событий 2022 г. было принято говорить о модели зависимого капитализма, когда часть норм и мер экономической политики заимствуется у других стран с развитой экономикой. «Это было связано и с „вашингтонским консенсусом“. Однако он уже не особенно актуален, в первую очередь для многих развитых стран», — отмечает эксперт. С другой стороны, Россия пыталась имплементировать элементы, свойственные Китаю и другим успешным странам, — значительно усиливала роль государства в экономике и роль крупных компаний, отметил Головнин. Если же говорить о модели экономической политики России в последние годы, Головнин описывает её как бюджетное стимулирование при стремлении сохранить макроэкономическую стабильность.
Пока неочевидно, будет ли новая экономическая модель уникальной в виде «московского консенсуса» или останется в рамках прозападного капитализма, но с корректировкой рыночных принципов в некоторых сферах, отметил экономист, автор Telegram канала Truevalue Виктор Тунев. «Только в последние годы, особенно после пандемии covid-19, в России начали появляться элементы национальной промышленной и инвестиционной политики», — отмечает он. Эксперт поддерживает корректировки в ДКП, так как иначе усилия по формированию новой политики могут быть нейтрализованы сверхвысокой ставкой ЦБ и стремлением к бездефицитному бюджету. «Корректировки, на мой взгляд, нужны не очень масштабные — отношение к ЗВР (золотовалютным резервам), регулированию потоков капитала, бюджетному дефициту и ключевой ставке. Должно быть доверие к рублю и экономика предложения вместо создания пустых процентных и девальвационных доходов с безуспешными попытками задушить спрос ставкой», — отмечает он.
Как отмечает исполнительный директор Института экономики роста Антон Свириденко, сегодня наша конкурентоспособность выстраивается на базе сырья, военного спроса и внутреннего гражданского спроса там, куда пошло импортозамещение. «Но насколько долгосрочная эта перспектива в контексте положения России в мировой экономике? Мы должны понимать, что период адаптации не будет вечным. Поэтому предлагается выбрать приоритеты, где мы или сильны, или у нас есть потенциал. Допустим, на рынке микрочипов у нас мирового потенциала нет. Свои внутренние, военные задачи мы, конечно, пытаемся решать в этой сфере. Но строить конкурентоспособность на этом, когда Америка, Китай, Азия уже вложили в отрасль огромные средства, вряд ли стоит», — заключил эксперт.
#Экономическая политика #Борис Титов #Инфляция #ВВП #Эмигранты #Московский консенсус