До 23 марта 2025 года в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал) проходит выставка «Хрупкость». Экспозиция объединяет более 100 экспонатов из музейных собраний и частных коллекций. Произведения в жанре медиаискусства, фотографии, а также графические листы, скульптуры современных художников, тысячелетние артефакты Древнего мира, собранные в экспозиции, позволят зрителям увидеть хрупкость не как признак несовершенства нашей природы, но как качество, из которого рождается человечность.
Выставка состоит из трех разделов. Первый посвящен теме хрупкости памяти. Он исследует зыбкость личной и коллективной памяти, ненадежность ее носителей. Ключевыми произведениями этого раздела стали видео Тани Ахметгалиевой, где с помощью цифровых технологий художница создает яркое полотно, в котором образы смешиваются, не оставляя практически ничего от реальности, и видео арт-группы «Нежные бабы», в котором художницы изучают, какие следы исторические события оставляют в памяти людей и природном ландшафте.
Второй раздел выставки посвящен хрупкости как трансформации и размышляет о том, что возможность поддаться изменениям под внешним воздействием не всегда означает утрату формы, но может привести к перерождению, которое превращает изъяны в ценность. В этом разделе представлена работа норвежской художницы Марианны Хеске, которую интересует противостояние технологического и природного миров. Как и старые мастера, Хеске уделяет особое внимание ландшафту, пытаясь фиксировать его малейшие изменения. Но, в отличие от живописцев прошлого, художница прибегает к видеоживописи.
Третий раздел экспозиции посвящен обманчивости хрупкости. Он рассказывает о том, как за фасадом прочности и устойчивости часто скрывается хрупкость и, напротив, что-то кажущееся уязвимым иногда таит в себе невероятные жизненные силы. В этом разделе представлена инсталляция Дмитрия Булныгина, выполненная в технологии видеомэппинга. Она имитирует освещенный аквариум, в котором с большой скоростью падает уровень воды, заставляя зрителя переживать о судьбе рыб. В этом переживании скрывается осознание зрителем собственной хрупкости, которое и является движущей силой искусства, а сама хрупкость становится точкой определения нашей человечности.
В экспозиции работы современных художников соседствуют с артефактами прошлого — фрагментами убранств домов Геркуланума, погребенных когда-то под слоем пепла Везувия, археологическими памятниками Древнего Рима и Египта, Урарту, Восточного Средиземноморья. Созданные из стекла и глины для быта или культа, вещи, вопреки разрушающей силе времени, в наши дни экспонируются в музее и становятся предметами исследования и восхищения. Некоторые из них предстают перед зрителем в своей первозданной форме, словно были созданы совсем недавно, а иные демонстрируют трещины и сколы — но все они, несмотря на хрупкость своей физической формы, сохранились на долгое время.