До 12 января 2025 года в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Иосиф Бродский. Место не хуже любого», посвященная истории отъезда поэта за границу, его жизни в Европе и Америке. Экспозиция подробно рассказывает о реальных маршрутах Бродского-эмигранта с 1972 по 1996 год и о его перемещениях в поэтических пространствах.
Повествование выставки строится на мемориальных предметах из Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, музея «Полторы комнаты», Российской национальной библиотеки и частных собраний. Воображаемые маршруты Бродского часто проходили через миры изобразительного искусства — живописные полотна Клода Лоррена, композиции Джованни Баттисты Пиранези, офорты Рембрандта Харменса ван Рейна, конструкции Жоржа Брака. В экспозицию вошли произведения из ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного музея «Царскосельская коллекция» и частных собраний.
Шесть разделов выставки рассказывают об основных направлениях путешествий Иосифа Бродского с момента его отъезда: о Великобритании, США, Швеции и Италии — странах, в которых поэт подолгу жил и куда возвращался. Экспозиция начинается с пространства, воссоздающего ленинградский родительский дом — «полторы комнаты», по определению самого Бродского, в коммунальной квартире на улице Пестеля. Обстановка комнат и рабочий стол поэта сохранились благодаря подробной съемке Михаила Мильчика. Последующие места жительства оказывались условным домом для Бродского: в каждом из них он подсознательно воспроизводил вокруг письменного стола тесное пространство «полутора комнат». Логика построения экспозиции основана на воссоздании этого «модуля существования» — кабинета с узнаваемыми чертами в разных географических точках.
Второй зал — «Аэропорт» — посвящен 4 июня 1972 года. В этот день Бродский навсегда покинул Ленинград. К тому времени на родине поэта было опубликовано восемь его стихотворений, несколько десятков переводов и детских стихов. В экспозиции представлены ранее не выставлявшиеся документы: выездная израильская виза и авиабилет в Вену. В эссе «Место не хуже любого», к которому отсылает название выставки, Бродский писал: «Лучший способ оградить ваше подсознание от перегрузки — делать снимки: ваша камера, так сказать, — ваш громоотвод». На проводах присутствовало около 25 друзей поэта — все они запечатлены на фотографиях с последней встречи в Ленинграде.
Третий раздел — «Британия» — рассказывает о первом значимом для Бродского зарубежье и о важной роли английского языка, на котором он начал сочинять в эмиграции. Переводы произведений англоязычных писателей, таких как Джон Донн, Роберт Фрост и Уистен Хью Оден, поэт начал создавать еще в СССР. С редкими изданиями их книг на выставке соседствуют фотографии, сделанные Бродским во время ежегодных поездок в Великобританию.
Раздел «Америка» посвящен городам Энн-Арбор, Нью-Йорк, Саут-Хедли, где Бродский работал. В Америке были изданы многие поэтические сборники Бродского и последующие собрания сочинений. Главным мотивом этого выставочного раздела стало овладение чужим языком, которое символизирует печатная машинка на латинице. Здесь собраны первые американские публикации и альбом фотографий, сделанный родителями Бродского из присланных им снимков.
Зал, рассказывающий о триумфе Бродского, связан со Швецией: в нем представлены фотографии с вручения Нобелевской премии в Стокгольме, брошюра с переводами выступлений и входной билет на имя Иосифа Бродского. Из-за географической близости Швеции, куда поэт ежегодно приезжал с конца 1980-х годов, и его родного Ленинграда в текстах 1989–1994 годов часто возникают ностальгические образы прошлого. Первые переводы стихотворений поэта на шведский язык выполнил шведский славист Бенгт Янгфельдт. В экспозицию вошли книги с рукописными правками и фотографии из его личного архива, на которых Бродский запечатлен на фоне северных пейзажей с друзьями и женой Марией Соццани.
Последний зал выставки посвящен Венеции: его экспонаты создают образ города, в котором Бродский мечтал побывать задолго до отъезда из Советского Союза. Раздел открывает фрагмент из фильма Лукино Висконти «Смерть в Венеции» и живопись венецианца Франческо Гварди. В одном из интервью Бродский так описал свою любовь к Венеции: «Она во многом похожа на мой родной город, Петербург. <…> Если существует перевоплощение, я хотел бы свою следующую жизнь прожить в Венеции — быть там кошкой, чем угодно, даже крысой, но обязательно в Венеции». Италия стала последним «домом» поэта: в 1997 году Бродский был похоронен на венецианском кладбище Сан-Микеле.
Фотографии предоставлены организаторами