Суббота, 18 января, 2025

топ НЕДЕЛИ

Президент поменяется, а санкции останутся

Зачем Минфин США повторно внес в SDN-лист российские компании

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС Минфин США 15 января повторно включил в cвой санкционный список 84 российские организации, которые уже были под американскими санкциями. Теперь они перевнесены в SDN-лист на основании указа бывшего президента США Барака Обамы 13662 (от марта 2014 года), а ранее подпадали под указ Джо Байдена 14024 от 2021 г. Дублирование санкций командой уходящего президента призвано усложнить процедуру их отмены, если новая администрация США этого захочет, уверены опрошенные «Экспертом» юристы.

Кто попал под повторные санкции

Американский Минфин указывает, что под повторные санкции попали «почти 100 организаций». Однако более детальную информацию дало Управление по контролю над иностранными активами Минфина (OFAC): 84 организации были «перевнесены» в SDN, а впервые попавшими под санкции «новичками» оказалось 15 компаний, из них 9 китайских, подсчитал «Эксперт».

«Минфин усиливает риски, с которыми сталкиваются иностранные лица при продолжении работы с российским военно-промышленным комплексом… В результате включения организаций в список на основании указа 13662 иностранных лица, включая иностранные финансовые учреждения, которые сознательно содействуют проведению значительных транзакций для подсанкционных организаций, могут быть подвергнуты обязательным вторичным санкциям», — пояснило американское ведомство свои действия.

Вновь под санкциями оказались ключевые российские компании в производственном и добывающем секторах, проектные компании крупнейших газовых проектов России, крупные банки, военные ведомства и предприятия ВПК, технические институты, следует из опубликованного OFAC списка. Это, например, Фонд перспективных исследований (ФПИ), «Русгаздобыча» (на паритетной основе вместе с «Газпромом» контролирует «Русгазальянс» — оператора трех газовых месторождений в Ямало-Ненецком АО), Алексинский химический комбинат, компании «Арктик СПГ 1» и «Арктик СПГ 2», Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России, Пермский пороховой завод, Казанский завод точного машиностроения, Завод им. Я.М. Свердлова, Ижевский электромеханический завод «Купол», МФТИ, производитель самолетов «Яковлев» и ОАК, «АвтоВАЗ», КАМАЗ, ГТЛК, «Микрон», угольные компании и даже Служба внешней разведки (СВР) и другие.

Старший юрист Skif Consulting Анастасия Щитова отметила, что перечень попавших под новые ограничения лиц можно разделить на три группы: организации, которые работают или в секторе финансовых услуг экономики РФ, или в энергетическом секторе, или в оборонном и связанном с ним секторе материального обеспечения. Это все крупные банки, предприятия «Газпрома» и других нефтегазовых компаний, металлургическая промышленность, оборонные заводы и другие: «Именно в отношении компаний из этого списка введен более строгий надзор за их контрагентами, в особенности — из Китая».

Это не первый раз, когда американский Минфин вводит санкции по нескольким основаниям и прибегает к старым указам. ВТБ и «Новикомбанк» (банк «Ростеха») еще до 15 января находились под санкциями как по указу 13662, так и по 14024, следует из данных OFAC. РБК также сообщает, что 10 января одновременно по «старому» и «новому» указам санкции были наложены на «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз».

Читать также:
США разрешили транзакции с участием «Газпромбанка» для дипмиссий РФ

Среди «новичков» же в SDN-списке по указу 13662 15 января оказались компании из России и Китая, которых американский Минфин заподозрил в проведении платежей за санкционные товары. Ведомство назвало это созданием сети региональных клиринговых платформ (РКП). Это, например, такие российские юрлица как «Гербариум Офис Менеджмент» («Гербариум»), «Атлант Торг», «Сигма Партнерс», «Транзакции и расчеты», «Арктур» и Paylink Limited. «Интерфакс» выяснил, что все они (кроме «Гербариума») были зарегистрированы относительно недавно — не ранее 2022 г.

Что означают повторные санкции

Дублирование санкций командой уходящего президента Джо Байдена призвано усложнить процедуру их отмены, если новая администрация США этого захочет, уверен управляющий партнер юридической компании ЭНСО Алексей Головченко:

«С 2022 года большинство санкций США вводили указом президента Джо Байдена. Этот указ новоизбранный президент Дональд Трамп может отменить одним днем. Сейчас же рестрикции продублировали на основании указа Обамы, который находится под эгидой закона Конгресса США от 2017 года. И отменить его может только Конгресс в сроки не менее 30 или 60 дней».

Указ Обамы позволяет вводить блокирующие санкции против компаний и лиц в секторах финансовых услуг, энергетики, металлургии и горнодобывающей промышленности, машиностроения, а также обороны и связанной с ней промышленности, отмечает старший партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Антон Именнов.

Закон Конгресса США, о котором идет речь, — это принятый в 2017 г. закон CAATSA («О противодействии противникам Америки посредством санкций»). Тогда он тоже обсуждался в ответ на опасения, что Трамп (в свой предыдущий президентский срок в 2017–2021 гг.) может ослабить санкции против России, введенные при Обаме.

«Отмена в данном случае возможна только Конгрессом. Это означает, что отмена данного санкционного списка будет максимально осложнена необходимостью получить одобрение Конгресса, — соглашается руководитель юридической практики Grace Consulting Ltd. Екатерина Орлова. — Еще 10 января, когда были приняты так называемые „самые масштабные санкции“ США против России, было очевидно, что санкционирование по „байденовскому“ указу формирует возможность использовать данный список в переговорном процессе по Украине. И выбор лиц, которые санкционированы, не был случайностью: Госдеп отобрал крупнейших игроков энергетического рынка, снятие санкций с которых могло мотивировать Россию к началу переговоров и принятию определенных условий. Условие о снятии санкций с энергетического сектора взамен на сделку было ожидаемо».

Антон Именнов из Pen&Paper указал еще на одно важное последствие, которое кроется в различиях двух президентских указов, — оно заключается в объеме вторичных санкций, которые могут последовать: «Если раньше они могли быть введены лишь в отношении иностранных финансовых институтов, сейчас действуют положения CAATSA и они могут быть введены в отношении любого иностранного лица, а не только финансового института».

#Санкции

Также интересно