Почему советская система воспитания считалась лучшей? Life.ru рассказывает, что мы потеряли и что стоит вернуть в современный мир.
Времена меняются, но ностальгия по советской системе воспитания остаётся. Воспитание, образование и вообще вся система ценностей Советского Союза не была идеальной, но в ней было то, что грело душу, объединяло и делало нас теми, кто мы есть. Вспомнить, что это было и как это работало, полезно не только тем, кто вырос в советских дворах и пионерских лагерях, но и тем, кто только начинает искать своё место в мире.
Дворы, дружба и бабушки на лавочках
Советское воспитание начиналось не в школе, а во дворе. Помните? Эти большие, шумные пространства, где дети учились ладить друг с другом, решать конфликты и находить друзей. Двор был настоящей школой жизни, и пусть не было ни строгих учителей, ни учебников, но уроки получались порой куда важнее. Здесь ребятня училась дружить — искренне, по-настоящему, с азартом и страстью. Быть приятелем — это искусство. А ещё была поддержка со стороны — бабушки с лавочек наблюдали, чтобы дети не увлекались, но и не вмешивались слишком, давая возможность ребятам научиться решать всё самим.
Сегодня дворов как таковых почти не осталось, а с ними ушла и часть того воспитания, которое невозможно было получить иначе. Компьютеры, гаджеты, социальные сети — всё это создаёт иллюзию общения, но мы прекрасно понимаем, что это только тень от настоящего. Ребёнок учится ладить не в онлайн-игре, а когда сидит на корточках с друзьями, обсуждая последние «войнушки» или придумывая новый маршрут для «классиков».
Воспитание альтруизма: не «я», а «мы»
Советская система воспитания культивировала в нас чувство коллектива. Помните эти пионерские «звёздочки», где все работали вместе, а успех зависел от каждого? Умение поддержать друга, разделить радость и помочь в трудную минуту было основой воспитания в СССР. Мы не просто обучались, мы учились жить вместе, быть рядом и помогать друг другу. В каждом пионерском лагере, на каждом комсомольском собрании нас учили думать о других, а не только о себе.
Сейчас дети слышат про альтруизм скорее на уроках обществознания, чем в жизни. Общество потребления диктует свои правила — бери для себя, живи для себя, будь счастлив сам. Но дружба — это всегда история про альтруизм, про то, как можно отдать кусочек себя ради другого и не потерять при этом ничего. Вернуть в воспитание идею общего, а не личного — это то, чего нам не хватает сейчас как никогда.
Школа, которая не только учила, но и воспитывала
Советская школа была местом, где нас не просто заставляли считать и писать. Школа учила нас жить, быть частью общества. Классные часы, субботники, школьные концерты — всё это формировало в людях ощущение, что они часть чего-то большего. Школа воспитывала, а не просто передавала знания. Педагоги были наставниками, которые учили не только по учебникам, но и на личном примере.
Сегодня, к сожалению, воспитательный аспект школьного процесса почти исчез. Школа стала местом для получения знаний, но не опыта жизни в обществе. Нам нужно вернуть воспитательную составляющую в школьную систему — те самые традиции, которые учили нас быть людьми, уважать друг друга и строить отношения, а не только гоняться за оценками.
Игры, которые объединяли, а не разъединяли
Скакалки, резиночки, классики, казаки-разбойники — всё это было не просто играми, а важной частью социализации. Мы не просто бегали и прыгали, мы учились быть вместе, работать в команде, уважать друг друга и, главное, чувствовать поддержку. Каждая такая игра — это маленький урок жизни, который мы проходили с удовольствием и не замечая.
Сейчас дети проводят больше времени за экранами, чем на улице. Они не знают, что такое соревноваться с соседским двором или придумывать новые правила для игры в прятки. Всё это кажется далёким и устаревшим, но на самом деле именно эти простые игры учили быть рядом, быть командой, не бросать своих. В этом и была сила советского воспитания — не в лозунгах, а в том, что мы делали каждый день.
Воспитывали все: семья, школа и двор
Главное, что объединяло советское воспитание, — это системность. Ребёнок получал ценности в семье, их же поддерживали в школе. Даже двор жил по тем же правилам. Никакой разобщённости: от мамы, папы и учителя до старушки-соседки, которая смотрела за нами из окна, — все были частью одного большого процесса. Именно это единство воспитания формировало тех, кто потом становился частью огромной страны, где было место и подвигу, и дружбе, и помощи друг другу.
Мы многое потеряли, когда разорвали эту цепочку. Сегодня ребёнка воспитывают исключительно в семье, школа же от этого процесса дистанцировалась. А ведь воспитание — это не только домашние уроки, это каждый день, каждое слово, каждый поступок, который видит и воспринимает ребёнок. Чтобы вернуть нам то, что мы потеряли, нужно вновь сделать воспитание общим делом — от семьи до школы и улицы.
Да, времена изменились. Вряд ли мы сможем вернуться к тем же пионерским отрядам и комсомольским собраниям, о которых пишет издание «Вечерняя Москва». Но мы можем вернуть идею, что воспитание является общим делом и что дружба и поддержка друг друга — это не просто слова, а жизненные принципы. Советская система воспитания была, возможно, неидеальной, но она точно была самой человечной потому, что учила нас быть людьми — дружить, поддерживать и помогать друг другу. И это, пожалуй, главное, что стоит позаимствовать у прошлого для нашего будущего.