Четверг, 27 февраля, 2025

топ НЕДЕЛИ

Пятилетка Михаила Мишустина

Как правительство проявило себя в пяти фундаментальных ипостасях

Фото: Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС Вечером 16 января 2020 года на сайте Кремля был опубликован указ о назначении председателем правительства Михаила Мишустина. «Мне было предложено три кандидатуры, если не четыре. Четыре даже. Но Мишустина среди них не было», — признавался через месяц президент Владимир Путин в интервью ТАСС. Он подчеркивал, что сам предложил главу ФНС на пост премьер-министра: руководствовался «личными и деловыми качествами Михаила Владимировича», а также счел его «хорошим практиком, который понимает, что надо делать, знает, как это делать, и делает, добивается конкретного результата». Прошло пять лет, и 7 февраля 2025 года Мишустин докладывал главе государства о результатах работы за минувший год. «‎Экономика страны справилась успешно с беспрецедентным санкционным давлением, в отличие от многих стран, которые сами вводили против нас санкции», — отметил он на встрече с Путиным. Завершая свой доклад, он пообещал «‎продолжать»: выполнить все социальные обязательства и обеспечить суверенитет страны — технологический, промышленный и экономический. «‎Эксперт» и его собеседники вспоминают, как начинал и продолжал последние пять лет премьер.

Преодоление кризисов: пандемия и санкции

Первым серьезным испытанием для пересобранного в 2020 году кабинета стал COVID-19. Пандемия первым делом убедила россиян в том, что министр тоже человек: в апреле 2020-го сданный им ПЦР-тест показал положительный результат, и Мишустин ушел на больничный. В Доме правительства его не было 20 дней, но болезнь не помешала ему принимать участие в работе, как отмечал президент.

Кабмин решал две задачи: бросая силы на противостояние ковиду, надо было удержать экономику на плаву. 30 января, когда в России еще не зарегистрировали ни одного случая заражения коронавирусом, Мишустин уже подписывал документ об учреждении оперативного штаба во главе с вице-премьером Татьяной Голиковой, а в начале февраля распорядился оформить порядок ввоза незарегистрированных лекарств, которые могли бы пригодиться тяжелобольным людям.

Пятилетка Михаила Мишустина

«Работает исключительно на результат»

Павел Смелов

генеральный директор Центра стратегических разработок

Пандемия стала настоящим вызовом для новой команды нового премьера. Оперативно была развернута система автоматического мониторинга, налажено межведомственное взаимодействие. Благодаря превосходным технократическим навыкам, а также умению своевременно задействовать оптимальные ресурсы этот удар премьер и его команда выдержали, все необходимое было сделано вовремя — и сделано хорошо. Пандемия также стала хорошей разминкой перед необходимостью противостоять санкциям. Этот опыт пригодился премьеру и его кабинету для того, чтобы быстро наладить работу: выявить ключевые риски, подготовить и реализовать методы и способы противодействия санкциям, быстро внедрять именно необходимые изменения для всех действующих в экономике сил. Мишустину свойственны четкая постановка задачи, четкий контроль и исполнение: он работает исключительно на результат. Всем планам, проектам и программам сопутствуют конкретные и наглядные KPI, выполнение которых путь к тому, чтобы каждый человек мог ощутить реальные и, главное, позитивные изменения в своей жизни. Остается только надеяться, что и дальше кабинет министров во главе с действующим премьером будет работать суперэффективно.

Последовательно принимались и все остальные решения: спешно налаживалось производство средств защиты и вакцин, возводились госпитали и расширялись загруженные до предела действующие больницы. Всего кабмин утвердил около полусотни мер поддержки населения, важнейшими из которых стали выплаты семьям с детьми, пенсионерам, медикам и волонтерам, кредитные каникулы (закрепленные на постоянной основе с 2023 года), пособия потерявшим работу, а также льготная ипотека — за время действия программы было выдано больше 1,5 млн кредитов по сниженной ставке на сумму 6,2 трлн руб.

Внимания к себе требовал и бизнес.

Ковид предопределил ограничительные меры, они априори били по бизнесу. Санитарно-ограничительные издержки компенсировались льготными кредитами, субсидиями и регуляторными послаблениями, прежде всего мораториями на банкротства и проверки.

Но усилия и баланс в мерах поддержки себя оправдали: спад экономики в 2020 году, по данным Минэкономразвития, составил всего 2,7% при инфляции 4,9%, а за этим последовал рост ВВП на 5,9% в 2021-м. Подъему экономики сопутствовали экспортные достижения. Например, в 2021 году несырьевой неэнергетический экспорт достиг рекордных объемов — $192 млрд, из которых больше 80% пришлось на промышленную продукцию. А экспорт продукции АПК с 2020 года вырос больше чем на 40% — как в физическом, так и денежном выражении. Позже, в 2023-м, Россия как поставщик агропродукции выйдет на третье место в мире.

Трансформации, которая для многих осталась незаметной, Мишустин добился очень вовремя: ответить на столь серьезный вызов правительство сумело благодаря перестройке системы госуправления и командной работе с Центробанком, Госдумой и Совфедом — такой подход позволил принимать быстрые, нестандартные решения. К числу заслуг премьера собеседники «‎Эксперта» относят налаженное взаимодействие ведомств между собой: источники в правительстве рассказали, что позже в коридорах Белого дома эту тактику будут называть «‎расшитием ведомственных колодцев».

Политологи замечают и то, что при Мишустине сделались заметнее его заместители: их роль стала важнее, а обязанности — понятнее и прозрачнее

Расслабиться и растерять набранный темп было некогда: в феврале 2022-го ковид еще представлял угрозу, а экономика столкнулась с инфляцией, которая разгонялась по всему миру после восстановления от локдаунов.

Пятилетка Михаила Мишустина

Фото: Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС

На правительство легла разработка плана противодействия ограничениям. «У России есть свои соображения насчет того, каким должен быть ответ на новые санкции. Важно минимизировать влияние ограничений на нашу экономику, чтобы она продолжала развиваться, сохранялась устойчивость финансовой системы», — говорил Мишустин 25 февраля. Глава Минфина Антон Силуанов на том же совещании докладывал премьеру о том, что рисков для устойчивости нет, глава Минэкономразвития Максим Решетников уже вовсю изучал SDN-листы вместе с экспертами, а тогда еще министр промышленности и торговли Денис Мантуров заверял: магазины обеспечены продуктами больше чем на месяц-другой вперед. Спустя несколько дней Силуанов объявит о требовании продавать экспортную выручку и анонсирует масштабную амнистию капитала. Через месяц, за который о себе заявили множество желающих покинуть российский рынок, был готов первый список на «параллельный импорт».

Новые реалии поставили перед премьером, его заместителями и министрами еще три глобальные задачи, выполнение которых приблизило экономику к неуязвимости для внешних угроз. Вопрос активов с участием «недружественных» нерезидентов решили «налогом на выход» (до 25% от суммы сделки с российским менеджментом — в бюджет) и переходом стратегических компаний под контроль либо государства, либо российских частных собственников. Параллельно российским группам с холдингами за рубежом создали условия для переноса структур в Россию. Например, в специальные административные районы (САР), где действуют льготные налоговые ставки, переехали «ВКонтакте», Т-Банк и Polymetal. И если в 2022-м в САР зарегистрировались 88 компаний, то в 2023-м — еще 332, а за первые полгода в 2024-м, по данным Минэкономики, к ним добавились еще 418 юрлиц.

Остальные две задачи, скорее, перманентные — это техническое обеспечение разворота на Восток и поиск источников пополнения бюджета. Весь прогресс, касающийся Востока, лаконично описывает доведение доли расчетов в нацвалютах между Россией и странами БРИКС до 65% и постепенный отказ от доллара (29%). Второй пункт, бесспорно, потребовал от кабмина гораздо больше компромиссов.

Переустройство налоговой системы

Пятилетка Михаила Мишустина

«Моментально, но продуманно»

Вадим Зарипов

партнер, руководитель практики нормотворчества и регуляторных инициатив юридической фирмы МЭФ LEGAL

Правительству под руководством Михаила Мишустина выпало управлять экономикой России в экстраординарные времена. Сразу скажу, с точки зрения налогового регулирования ему удалось предпринять шаги, максимально учитывающие интересы государства, бизнеса и общества в целом. И сегодня, спустя пять лет после старта, хочется напомнить про «пять налоговых шагов», предпринятых правительством начиная с 2020 года.

Шаг первый: новый кабинет встречается с небывалым вызовом за последние 100 лет — пандемией. Один из основных рычагов в руках федеральных властей — поддержка бизнеса и населения через работу с налоговой нагрузкой и налоговыми органами.

Помимо мгновенных ситуативных решений, внедрены давно ожидаемые меры, на которые раньше было непросто решиться, но которые остались с нами надолго: снижение ставки страховых взносов для МСП в два раза, налоговый маневр в ИТ-отрасли, спецрежим для общепита, делегирование части налоговых полномочий правительству, плавный возврат прогрессивной шкалы НДФЛ с одновременным перераспределением дополнительных поступлений в благотворительный фонд.

Шаг второй: экономика получает «цифровую прививку», и в этом огромную роль играет готовность ФНС взаимодействовать с гражданами онлайн, выступая не только в роли финансового коллектора, но и обеспечивая адресное распределение прямой госпомощи. Стандартом деятельности для всех госорганов становится риск-ориентированный контроль, пионером внедрения которого в 2010-х годах выступала Налоговая служба.

В результате из пандемии и налоговая система, и госуправление вышли окрепшими и в значительно большей мере готовыми к работе в чрезвычайных обстоятельствах. Весна 2022-го это лишь подтвердила.

Шаг третий: практически моментально, но продуманно и с заделом на будущее внедрена целая серия решений по сохранению устойчивости экономики в условиях иностранных санкций. Так, возвращен особый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, а ускоренное возмещение НДС стало доступно практически всем, но в пределах ранее уплаченных налогов, что логично и весьма прагматично.

Шаг четвертый: совместно с бизнесом разработаны параметры ретроспективного налога на сверхприбыль, полученную в 2021–2022 годах.

Шаг пятый: ушедший 2024-й стал годом подготовки кардинальных изменений — повышения налога на прибыль и ряда пошлин, расширения прогрессивной шкалы НДФЛ, признания «упрощенцев» плательщиками НДС.

Эти шаги прежде всего призваны профинансировать задачи развития страны, которые обозначил президент в послании к Федеральному собранию. И вновь правительству удалось разработать оптимальные долгосрочные решения, позволяющие наполнять федеральный бюджет и в то же время поддержать ключевые направления за счет новых налоговых льгот.

Внедрение сбалансированного комплекса мер по повышению эффективности налогового администрирования и донастройке налоговой системы позволило мобилизовать значительные средства и расширить ненефтяные доходы бюджетов, создать стимулы для импортозамещения, помочь развитию новых направлений и внедрению передовых технологий. И теперь налоговая система, выполняя свою основную фискальную функцию и наполняя бюджеты всех уровней, одновременно служит инструментом регулирования экономического поведения бизнеса и граждан.

Такой взвешенный подход к налоговому регулированию на протяжении всех пяти лет даже в условиях ограничений со стороны недружественных государств позволяет бизнесу сохранять темпы развития, а населению — уровень жизни.

Сперва до крупного бизнеса в начале 2023 года донесли инициативу с разовым налогом на сверхприбыль (windfall tax) — и меньше чем через год, практически бесшумно, бюджет пополнился на 319 млрд руб. Затем Минфин изобрел курсовую пошлину: чем выгоднее экспорт в валюте, тем выше процент отчислений в пользу государства. А за ними последовала структурная налоговая перестройка, параметры которой правительство и парламент слаженно утвердили в 2024 году.

Читать также:
В Новокосино построят завод по выпуску высокотехнологичной продукции

«Налоговые законы — это всегда очень сложные предложения, которые рассматриваются в Государственной думе… Но в этот раз мы видим единодушную поддержку со стороны фракций, и это дорогого стоит», — гордился Силуанов, обращаясь к депутатам. Основания для этого были: по оценке Минфина, нововведения в этом году добавят казне 2,6 трлн руб., из которых 1,6 трлн руб. придется на повышенный налог на прибыль организаций, а 533 млрд руб. принесет прогрессивная шкала НДФЛ.

Ее задача, как не раз подчеркивали в правительстве, — перераспределить налоговую нагрузку в пользу тех, кто имеет более высокие личные и корпоративные доходы, чтобы появилась возможность поддержать граждан с низкими доходами, в первую очередь семьи с детьми: налоговую нагрузку на них снизили за счет увеличения налоговых вычетов по НДФЛ и возврата той части средств, которая в виде налога удерживалась с пособий.

Пятилетка Михаила Мишустина

Социальная политика

За налоговыми маневрами и стремлением стабилизировать экономику правительство сохраняло фокус на социальном блоке. В проекте закона о бюджете на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов кабмин провел новые правила исчисления прожиточного минимума, который отвязали от медианного дохода, сделав новым ориентиром инфляцию. Подписанный президентом закон о двукратном росте налогового вычета для родителей минимум двоих детей тоже инициатива правительства, как и увеличение единого пособия семьям с детьми. С 2023 года система их распределения была развернута полноценно, и результатом стало то, что помощь на следующий год — в среднем 16,8 тыс. руб. — получили родители 10,2 млн детей. В разы выросли размеры и других выплат, например по уходу за детьми до полутора лет (с 27,9 тыс. до 68,9 тыс. руб. ежемесячно) и по беременности (с 322 тыс. до 794 тыс. руб.).

Наконец, с 2025 года существенно увеличился МРОТ — на 16,6%, до 22 440 руб. (в целом же рост за пятилетку — более 80%). Как заявлял Мишустин, новый порог минимума поможет повысить зарплаты примерно 4 млн работников. Число бедных уменьшилось с 13,8 млн до 11,8 млн человек — это последние оценки Росстата за третий квартал 2023 и 2024 годов соответственно. Еще одно нововведение минувших пяти лет — социальный контракт, заработавший с 2021 года во всех регионах страны.

Возможностью открыть свое дело, развивать личное подсобное хозяйство или найти работу при поддержке государства в прошлом году воспользовались полмиллиона человек. 46% из них благодаря социальному контракту вышли из бедности

Справедливо сказать, что и в проектировании новых финансовых инструментов социальный аспект имел едва ли не решающее значение. Но настолько же важно было придумать, как снабдить экономику длинными деньгами. Из числа самых заметных изобретений кабмина Мишустина — программа долгосрочных сбережений, в которую за год удалось привлечь 216 млрд руб. посредством 2,9 млн заключенных договоров, а также ИИС-3 — индивидуальные инвестсчета, которые гарантируют льготы и вычеты при вложениях на долгий срок. Очевидно, список таких инструментов будет расширяться.

Пятилетка Михаила Мишустина

«Ухабов на пути было много»

Владимир Климанов

директор Центра региональной политики РАНХиГС

Именно правительство внесло очень существенный вклад в социальную политику: прежде всего очевидны его заслуги в масштабном переходе на адресность оказания социальной помощи и, как следствие, в снижении уровня бедности. При этом ухабов на пути внедрения эффективно работающих инструментов было много.

А инструмент и институт национальных проектов — это, можно сказать, достижение в системе госуправления. Ведь на первом этапе, в 2018–2019 годах, нацпроекты явно буксовали и воспринимались исполнителями с определенной долей критики за избыточность и дублирование отдельных направлений государственной деятельности. Но сейчас в конструкции государства национальные проекты работают достаточно отлаженно, и постепенно действующий кабмин очень четко отработал все технологии их выполнения. К тому же у всего этого процесса появилось сильное координационно-аналитическое сопровождение, что точно нужно отнести к заслугам правительства Мишустина.

Принцип: проектный

В 2021-м правительство по инициативе Мишустина начало разрабатывать новую стратегию социально-экономического развития, чтобы обеспечить достижение национальных целей. Отличием этого плана стало его устройство на современных принципах Run, Сhange, Disrupt (предусматривает три подхода: системный, подход своевременного реагирования на возникающие задачи, внедрение принципиально новых, прорывных идей).

Правительство понимало новую стратегию как проектную работу: запуск проектов в отдельных перспективных нишах с получением оперативных, общественно значимых результатов, проведение изменений и буквально «разрывание» устаревших проблем. Это хорошо иллюстрирует проект из стратегии, который начинался под рабочим названием «Агрессивное развитие инфраструктуры». Его целью было принципиальное наращивание темпов строительства дорог, жилых домов и т. д. Впрочем, впоследствии проект получил более сдержанное официальное наименование.

Пятилетка Михаила Мишустина

Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

Всего за пять лет с Мишустиным во главе правительства нацпроекты агрегировали более 40 трлн руб. из федерального бюджета — примерно вдвое больше, чем за предыдущие шесть лет. В целом же бюджетное исполнение 15 национальных проектов в 2024 году достигло 99,6%, установив тем самым рекорд. Проектные принципы в работе и достижении результатов позволили добиться и рекордного роста экономики: если раньше на то, чтобы обеспечить двукратный рост ВВП, уходили десятилетия, команда Мишустина приблизилась к этому всего за четыре года.

Пятилетка Михаила Мишустина

«Оперативный управленец»

Михаил Виноградов

политолог, президент фонда «‎Петербургская политика»

Мишустин часто появляется в кадре в качестве оперативного управленца, но более комфортный формат для него — это формат стратегических сессий. Присущая ему «‎проектность» отчасти связана со способностью Мишустина и поддерживать оперативное управление, и выдвигать какие-то новые идеи.

Цифровизация

Вслед за назначением Михаила Мишустина на пост председателя правительства в 2020 году в инфополе очень быстро проникли два созвучных слова — «технократ» и «технический». «Техническим» Мишустина окрестили тогда эксперты: видели в нем исполнителя, который взбодрит правительство, добьется роста экономики и применит технократический опыт в достижении целей по нацпроектам. А первого эпитета премьер удостоился еще на посту главы ФНС, где за десять лет подружил налоговую с цифровизацией и оставил после себя около полусотни электронных сервисов, спецрежим для самозанятых и возможность оплачивать задолженности онлайн.

Команда Мишустина объединила социальную политику и цифровизацию в новой практике, которую назвали «социальным казначейством» — премьер еще в 2021 году возложил ответственность за нее на широчайший пул ведомств: Минтруд, Минфин, Минцифры, ФНС и тогда еще Пенсионный фонд России (позже объединенный с Фондом социального страхования в Социальный фонд России). Идея была в том, чтобы граждане без лишних запросов знали о полагающихся льготах, выплатах и пособиях от государства и оформляли выплаты в режиме «одного окна» на «Госуслугах» — что важно, быстро и без бумажной волокиты. Сам портал «Госуслуги» за это время получил множество обновлений, а его пользователей за минувшие пять лет стало на 65% больше.

Дашборд, обновляющий ключевые показатели в режиме реального времени, стал главным атрибутом любого высокопоставленного чиновника. Журналисты «‎Эксперта» убедились в этом сами — перед интервью с Максимом Решетниковым, в кабинете которого установлен именно такой дашборд. Перед Новым годом вице-премьер Дмитрий Григоренко рассказал, что эти дисплеи появятся и у губернаторов — с их помощью главы регионов смогут отслеживать статус федеральных поручений, управлять неосвоенными средствами, мониторить собственные рейтинги, получать обратную связь от граждан и контролировать ход строительства соцобъектов.

Пятилетка Михаила Мишустина

На этом и основана тесная ассоциация Мишустина с технократизмом. Не прошло и года после его назначения, как у правительства появился современный Координационный центр, едва ли хоть чем-то напоминающий монументальные интерьеры Дома правительства. Скорее, новое пространство вдохновлено Центром управления полетами в космическом агентстве: обилие мониторов, яркий свет, ряды и ярусы. А в центре — огромный экран. Наверное, Координационный центр проектировался именно так, чтобы все эти сравнения напрашивались сами. Премьеру свойственно обсуждать в этом интерьере вещи передовые и инновационные. Один из последних поводов собрать там министров — стратсессия о повышении производительности труда. Весь центр и есть тот самый дашборд, через который правительство следит, реагирует и выполняет.

В одном из телерепортажей 2020 года, посвященном назначению Мишустина, репортеры процитировали якобы любимое его выражение на посту главы ФНС. Оно звучало так: «Вы про „шашечки“ или про ехать? Я про ехать».

#Правительство #Михаил Мишустин #Кабмин #Деловая активность

Также интересно