Вторник, 25 февраля, 2025

топ НЕДЕЛИ

Пакет к годовщине

Кому и чем грозят санкции 16-го пакета ЕС против России

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС Совет ЕС утвердил 16-й пакет санкций против России. Он приурочен к третьей годовщине начала спецоперации на Украине (24 февраля 2022 года). Утверждается, что санкции направлены на системно важные сектора российской экономики, такие как энергетика, торговля, транспорт, инфраструктура и финансовые услуги. В тот же день Великобритания объявила о своих санкциях, под которые попали российские бизнесмены и политики. Опрошенные «Экспертом» отраслевые специалисты сомневаются в серьезности последствий этих санкций, а ограничения на ввоз игровых консолей называют «последней агонией» Евросоюза. Однако считают, что на снятие санкций надеяться преждевременно.

Персональные санкции

Под новые санкции попали 48 физических лиц и 35 организаций, которые, как утверждает Совет ЕС, ответственны за действия, подрывающие или угрожающие территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины. Например, под персональными санкциями оказались уже бывший гендиректор «Туламашзавода» Евгений Дронов (ушел с поста весной 2024 г.), гендиректор «Концерн ВКО «Алмаз — Антей» Ян Новиков, председатель совета директоров «Мечела» Игорь Зюзин, гендиректора «Интер РАО» Сергей Дрегваль, замгендиректора «Ростеха» по инвестиционной деятельности Дмитрий Леликов, а также заместитель главы корпорации по исследованиям и коммуникациям Василий Бровко, бывший исполнительный директор «Радар ММС» (производитель беспилотников), а ныне президент Ассоциации беспилотников «Аэронекст» Иван Анцев.

Под санкции также попали бизнесмены, совладельцы УГМК и партнеры Искандера Махмудова Эдуард Чухлебов и Игорь Кудряшкин, Анатолий и Борис Турчаки (соответственно, владелец и гендиректор «Ленинца» — производителя пилотажно-навигационных и прицельно-навигационных комплексов и радаров), совладелец АФК «Система» Владимир Евтушенков, глава ОАК Вадим Бадеха, сенаторы Юрий Нимченко, Андрей Деркач, Сергей Корякин, бизнесмен Альберт Авдолян и др.

Кроме того, расширен список танкеров так называемого теневого флота России, перевозящего российские нефтепродукты (добавлены 74 новых судна, общее число таких судов достигло 153 штук). Существовавшие ранее ограничения по экспорту распространены на 53 новые компании, «поддерживающие российский военно-промышленный комплекс или занимающиеся обходом санкций», включая 34 компании не из России.

Под санкции попали и российские медиаресурсы: EADaily, «Лента», News Front, RuBaltic, «Южный Фронт», «Фонд стратегической культуры», «Красная звезда», следует из заявления Европейской комиссии.

Торговые ограничения, нефть и инфраструктура

Новые торговые ограничения касаются запрета на импорт российского первичного алюминия в ЕС (в дополнение к существовавшему ранее запрету на импорт алюминиевой продукции). «Для обеспечения плавного перехода вводится механизм квот, позволяющий импортировать в течение года 275 тыс. тонн, что составляет 80% импорта ЕС в 2024 году», — говорится в материалах ЕС.

Введен запрет на ввоз в Россию химических прекурсоров для производства хлорпикрина (слезоточивый газ), на продажу в Россию программного обеспечения для станков (Computer Numerical Control) и игровых контроллеров (которые якобы используются российской армией для управления беспилотниками на СВО), а также на ввоз соединений хрома.

С помощью игровых контроллеров действительно можно управлять беспилотниками, признает эксперт рынка НТИ «Аэронет», гендиректор компании «Русдронопорт» Николай Ряшин: «Контроллер — это, по сути, USB-устройство, которое легко подключается к любому ПК. Чаще всего контроллеры нужны для управления дронами, которые летят на дальние расстояния, на сотни километров. Но проблемой ограничения поставок не станут, так как у многих производителей есть свои НСУ (наземные системы управления) и зачастую свои пульты с джойстиками».

По словам гендиректора компании, занимающейся разработками систем борьбы с БПЛА, «Сети свободного сотрудничества» Иосифа Нургалиева, все логистические решения поставок приставок параллельным импортом были выстроены сразу после начала СВО: «Даже если наши инженеры используют периферию из игровых приставок, проблем с покупкой „железа“ у них не возникнет. Если наши оппоненты думают, что таким образом смогут нам насолить, это скорее похоже на последнюю агонию, нежели на существенную угрозу для рынка БПЛА в России».

Читать также:
Инфляцию тормозят огурцы

16-м пакетом также полностью запрещено хранение российской сырой нефти или нефтепродуктов в портах ЕС, что до сих пор разрешалось, если стоимость нефти соответствовала ценовому пределу и нефть отправлялась в третью страну, отмечает Совет ЕС. «Пакет также распространяет запрет на предоставление товаров, технологий и услуг для российских проектов по сырой нефти, например „Восток Ойл“», — говорится в материалах ЕС.

Серьезные ограничения введены в транспортной отрасли: появилась возможность ввести санкции против авиаперевозчиков из третьих стран, которые только планируют выполнять внутренние рейсы по России (каботажные перевозки); введен запрет на создание в ЕС автотранспортных предприятий с долей российского владения свыше 25% (для закрытия лазеек для обхода действующих санкций). Введен полный запрет на транзакции в отношении двух московских аэропортов (Внуково и Жуковский) и четырех региональных аэропортов — Нижнекамска, Перми, Екатеринбурга и Пскова, а также в отношении портов Астрахани, Махачкалы, Усть-Луги, Приморска и Новороссийска. При этом власти ЕС лишь обозначили географические названия подсанкционных портов без указания юридических лиц-владельцев или их операторов.

«Санкции введены для тех морских портов, которые переваливают нефть. Однако ограничения наложили не в отношении конкретных компаний-стивидоров, которые занимаются перевалкой, а в отношении портов, которыми управляют соответствующие администрации — это госорганы. Каких стивидоров имели в виду власти Евросоюза — мы не знаем. Указывать им на их неточности не будем. Юридическое применение таких санкций очень рыхло», — отметил в комментарии «Эксперту» директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. При этом в порту Махачкалы переваливается казахстанская нефть, а не российская, напомнил он: «Казахам закрыли транзит их нефти, им будет обидно». По поводу портов Астрахани и Махачкалы в ЕС пояснили, что они «используются для передачи БПЛА или ракет или связанных с ними технологий в поддержку России».

Санкции Великобритании

Одновременно с 16-м пакетом санкций ЕС в понедельник, 24 февраля, был введен очередной раунд британских санкций. У британцев свой список врагов, отличный от списка ЕС. Под ограничения попали авиакомпания S7 и ее совладелец Владислав Филев, автодилерская группа «Авилон» и ее бывший президент Андрей Павлович, группа компаний «Русская энергия», «Сибантрацит», НПП «Салют», «Стройсервис», бизнесмен Роман Троценко (совладелец аэропортового холдинга «Новапорт» и корпорации АЕОН) и др. Всего, по сообщению МИД королевства, в санкционный список были добавлены 67 юридических и физических лиц, а также 40 судов.

В целом 16-й санкционный пакет ЕС ничем не удивил: санкционное законодательство давно трудно назвать уникальным, ведь вводятся повторяющиеся от страны к стране нормы, происходит ужесточение существующих норм, а также появляются постоянные предупреждения и ограничения в отношении третьих стран, пояснила «Эксперту» консультант юридической фирмы «О2 Консалтинг» Ирина Бондаренко. По ее мнению, ограничение на импорт в ЕС первичного алюминия можно было бы отнести к существенным, но он и так уже существенно сократился. Доля Европы в продажах крупнейшего российского производителя «Русала» упала до 22%, по данным на конец первого полугодия 2024 г., с 31% в 2023 г. Однако говорить о снятии санкций пока рано, хоть это все чаще звучит в политическом дискурсе, считает Ирина Бондаренко: «ЕС, напротив, подчеркивал, что продолжит вести самостоятельную санкционную политику, даже если США снимут санкции. Кроме того, Великобритания также проводит активную самостоятельную санкционную политику».

С ней согласен старший юрист коллегии адвокатов «Монастырский, Зюба, Степанов и Партнеры» Никита Ершов: «По юридической оценке, данный пакет санкций не представляет собой принципиально нового подхода. Введение ограничений по алюминиевому сектору и меры, связанные с отключением более мелких банков от системы SWIFT, являются эволюцией уже известных инструментов санкционного воздействия». Новые ограничения «закрывают заплатками» те сферы, где ЕС видит существенную экономическую или логистическую выгоду для российского бизнеса, заключает Никита Ершов: в пакете нет тех ограничений, которых не ждали, и таких мер, которые не вводились ранее в смежных сферах.

#Евросоюз #Великобритания #СВО #Санкции #Аналитика

Также интересно