В середине декабря между Сочи и турецким Трабзоном впервые за 13 лет возобновится круглогодичное морское сообщение. Паром Sea Вridge рассчитан на перевозку почти 450 пассажиров и 220 легковых автомобилей.
Сейчас судно пришвартовано на турецком берегу, откуда будет выходить в 21.00 и пребывать в 9.00 следующего дня. Оно будет курсировать два раза в неделю – по понедельникам и четвергам. Такое расписание составлено с учетом интересов туристов, которые смогут провести несколько дней в Турции и вернуться тем же путем.
По словам директора по направлению развития морской транспортной инфраструктуры Черноморского Союза промышленников и предпринимателей Сергея Туркменяна, на борту будут работать кафе, дискобар, магазин беспошлинной торговли, компьютерный игровой зал для детей и другие детские зоны.
“Стоимость билета – от шести тысяч рублей за сидячее место, от 20 тысяч в каюте и 30-35 тысяч за автомобиль в зависимости от размера транспортного средства. Для сравнения: из морпорта Новороссийска в турецкий Зонгулдак морская перевозка легковушки обойдется в 150 тысяч рублей. Причем пассажир не может находиться на этом судне, так как оно грузовое”, – сказал он.
Время в пути – от 10 до 12 часов. Судно построено в 1974 году в Италии и раньше называлось “Лампедуза”. Оно находится в отличном состоянии: в 1991-м и 2020-м прошло полную реновацию. На борту находятся 112 кают со всеми удобствами на 360 пассажиров и 93 самолетных кресла – сидячих мест.
Длина парома – 120,5 метра, ширина – 18,5 метра. По морской классификации это девятипалубное судно, из которых три палубы технические. Экипаж международный, состав формируется.
Судно всепогодное и может ходить и в шести-семибалльный шторм, но для комфорта пассажиров поездки ограничены пятью баллами. Чтобы избежать качки, на пароме есть стабилизаторы. Он может остаться в порту только из-за реальных навигационных угроз.
“Это логистический прорыв. Чтобы попасть из Сочи в Турцию на автомобиле, нужно проехать через Грузию, до границы с которой 130 километров. По морю – 150 миль, или около 270 километров. Объем вложений – коммерческая тайна. Это частные средства профильных инвесторов, без господдержки. Срок окупаемости, как отеля, – семь-восемь лет”, – отметил Сергей Туркменян.
В планах – перевозка грузов. Сейчас продукты, в основном овощи и фрукты, из Турции приходят в морпорты Туапсе и Новороссийска. Потом они не сразу поступают в Сочи, сначала в Краснодар, что влияет на цены. В пиковые даты на курорт привозят до 700 тонн в неделю турецкой продукции.
“Учитывая санкции и ограничения, возможность добраться в Трабзон на пароме наверняка будет востребована у соотечественников. Особенно это понравится автомобилистам. Турция – достаточно большая страна с протяженным побережьем, а многим знакомы только известные курорты”, – поделилась мнением председатель правления Ассоциации “Российский союз туриндустрии – Юг” Наталья Косьмина.
Для туристов будут организованы экскурсии. Трабзон – город-побратим Сочи, и там есть, чем полюбоваться. Например, одним из старейших в мире высеченным в скале монастырем Сумела. Паром планировалось запустить из Имеретинского морского порта, который теперь исключили из состава международного. Пока точная дата запуска из морпорта Сочи неизвестна, поэтому билеты еще не продают.