Пятница, 17 января, 2025

топ НЕДЕЛИ

Как правительство Михаила Мишустина прошло пятилетку

Премьер адаптирует команду к новым вызовам, не отклоняясь от стратегии

Фото: Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС Пять лет назад главой кабинета министров был назначен Михаил Мишустин. За прошедшее время правительство под его руководством радикально изменило подход к межведомственному взаимодействию, научилось оперативно реагировать на запросы общества, а главное, обеспечило наполнение бюджета и исполнение социальных обязательств в сложнейших условиях пандемии, а затем и санкционного давления.

16 января 2020 г. в Москве начался Гайдаровский форум — площадка, ассоциируемая с либеральной экономической политикой. Гайдаровский форум был «премьерским» мероприятием — на пленарном заседании традиционно выступал председатель правительства. В этот же день на сайте Кремля вышел указ о назначении председателем правительства Михаила Мишустина, кандидатуру которого накануне одобрила Госдума. Запланированное на форуме выступление Дмитрия Медведева отменилось. До объявления пандемии, с началом которой мир и Россия погрузились в фазу тектонических сдвигов, оставалось менее двух месяцев.

«Самое главное на сегодняшний момент — нужно сосредоточиться на исполнении положений послания президента, которыми мы все занимаемся», — заявляет Михаил Мишустин уже на следующий день после выхода указа, в компании с Дмитрием Медведевым, который пожелал успехов новому главе правительства и как бы на прощание предупредил: работа в кабмине «требует максимальной отдачи» и «всегда очень критично оценивается людьми».

Вслед за назначением нового премьера в инфополе проникли два созвучных слова — «технократ» и «технический». Первого эпитета премьер удостоился еще на посту главы ФНС, где за десять лет подружил налоговую с цифровизацией и оставил после себя около полусотни электронных сервисов, спецрежим для самозанятых и возможность оплачивать задолженности онлайн.

«Техническим» же Мишустина окрестили эксперты: в нем видели прежде всего исполнителя, который взбодрит правительство, добьется роста экономики и применит технократический опыт в достижении целей по нацпроектам. За пять тяжелейших лет председатель правительства и его команда проявили себя в пяти фундаментальных ипостасях:

оперативное реагирование на кризисы: сначала пандемийный, потом санкционный; переустройство налоговой системы; универсализация и повышение адресности социальных выплат; цифровизация процессов управления и экономики в целом; переход на работу по проектным принципам.

«Вирус не выбирает должности»

Первым серьезным испытанием для пересобранного кабинета стал коронавирус. Пандемия убедила россиян в том, что министр — живой человек: в апреле 2020 г. Мишустин сдал положительный ПЦР-тест и ушел на больничный. В Доме правительства его не было 20 дней, но инфекция не помешала ему принимать участие в работе, как отмечал президент Путин.

Кабмин одновременно решал две задачи: противостояние ковиду и удержание экономики в условиях локдауна. К числу заслуг Мишустина как администратора гендиректор ЦСР Павел Смелов относит налаженное взаимодействие ведомств между собой. Собеседники «Эксперта» в правительстве рассказали: позже в коридорах Белого дома эту тактику будут называть «расшитием ведомственных колодцев». Кроме того, при новом премьере стали заметнее его заместители: их роль стала важнее, а обязанности — понятнее и прозрачнее, указывает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.

Всё это добавило правительству в том числе оперативности в реакции на ситуации. 29 января, когда в России еще официально не зарегистрировали ни одного случая заболевания COVID-19, Мишустин уже подписывал документ об учреждении оперштаба во главе с вице-премьером Татьяной Голиковой, а в начале февраля распорядился оформить порядок ввоза незарегистрированных лекарств, которые могли бы пригодиться больным россиянам.

Последовательно принимались и все остальные решения: спешно налаживалось производство средств защиты и вакцин, развертывались госпитали и расширялись загруженные до предела существующие больницы. Технократические навыки премьера и его команды пришлись кстати, подчеркнул Смелов; проще говоря, наблюдение за пандемией и ее предупреждение получилось оцифровать, а значит, «понять и упростить». Всего кабмин утвердил около полусотни мер поддержки населения, важнейшими из которых стали выплаты семьям с детьми, пенсионерам, медикам и волонтерам, кредитные каникулы, пособия потерявшим работу и льготная ипотека.

Внимания к себе требовал и бизнес. Полного взаимопонимания достичь не удалось прежде всего из-за того, что опыта противодействия пандемии не было, ограничения вводились с колес и не всегда были эффективными, считает Климанов. Санитарно-ограничительные издержки компенсировались льготными кредитами, субсидиями и регуляторными послаблениями — прежде всего мораториями на банкротства и проверки.

Параллельно с этим шла активная работа по перестройке бюджета. Ставка НДФЛ для состоятельных россиян была повышена с 13 до 15%, начался процесс повышения налогов на сырьевые отрасли. «С того момента стало понятно, что всё еще, по сути, плоская шкала подоходного налога не устоит: рано или поздно система ставок станет еще более разветвленной», — вспоминает один из участников работы над налоговым законопроектом, принятым в 2020 г.

Знаковым стал переход контроля над Сбербанком от ЦБ к правительству. Кабмин «купил» Сбер за счет средств ФНБ в апреле 2020 г. Сделка стоила 2,1 трлн руб., но не оказалась убыточной. Бо́льшая часть этой суммы вернулась в бюджет как прибыль Банка России. Таким образом, получилось направить ресурсы ФНБ на исполнение новых поручений президента, не нарушая Бюджетного кодекса.

Усилия оправдались: спад экономики в 2020 г., по данным Минэкономразвития, составил всего 2,7% при инфляции 4,9%, а за этим последовал рост ВВП на 5,9% в 2021 г. Команда Мишустина справилась с неожиданным вызовом, резюмирует Климанов. Но важнее то, что попутно правительство научилось быстро реагировать на острые кризисы. Вскоре этот навык пригодится вновь.

Антикризис: часть вторая

«Пандемия стала хорошей разминкой перед необходимостью противостоять санкциям», — соглашается Смелов. Расслабиться и растерять набранный темп было некогда: в феврале 2022 г. ковид еще представлял угрозу, а экономика столкнулась инфляцией, которая разгонялась по всему миру после восстановления от локдаунов.

На правительство легла разработка плана противодействия ограничениям. «У России есть свои соображения насчет того, каким должен быть ответ на новые санкции. Важно минимизировать влияние ограничений на нашу экономику, чтобы она продолжала развиваться, сохранялась устойчивость финансовой системы», — говорил Мишустин 25 февраля 2022 г. Глава Минфина Антон Силуанов на том же совещании — самом первом на заре жесточайших санкций — докладывал премьеру о том, что рисков для устойчивости нет; глава Минэкономразвития Максим Решетников уже вовсю изучал SDN-листы вместе с экспертами; а тогда еще министр промышленности и торговли Денис Мантуров заверял: магазины обеспечены продуктами больше чем на месяц-другой вперед.

Лавина, которую сдерживал кабмин, обнажила и проблемы, нерешаемые задним числом, рассуждает Климанов. Например, у правительства не было исчерпывающего представления о темпах импортозамещения, особенно в части критических технологий. Символом этого упущения станет фраза спикера Совфеда Валентины Матвиенко: «Мы даже гвозди сами не производим».

Читать также:
«Роснефть» ввела новую электроподстанцию на Протозановском месторождении

Реалии поставили перед премьером, его заместителями и министрами три глобальные задачи, которые приблизили бы экономику к неуязвимости от внешних угроз. Вопрос демарша иностранцев решили переходом стратегических компаний под контроль государства, российских частных собственников и «налогом на выход» (до 25% от суммы сделки с российским менеджментом — в бюджет). Параллельно российским группам с холдингами за рубежом создали условия для переноса структур в Россию. Например, в специальные административные районы, где действуют льготные налоговые ставки, переехали «ВКонтакте», Т-Банк и Polymetal. И если в 2022-м в САР зарегистрировались 88 компаний, то в 2023-м — еще 332, а за первые полгода в 2024-м, по данным Минэка, к ним добавились еще 418 юрлиц.

Еще две задачи, скорее перманентные, — это техническое обеспечение разворота на Восток и поиск источников пополнения бюджета. Бесспорно, второй пункт потребовал от кабмина гораздо больше компромиссов.

Сперва до крупного бизнеса в начале 2023 г. донесли инициативу с разовым налогом на сверхприбыль (windfall tax) — и меньше чем через год бюджет пополнился на 319 млрд руб. Затем Минфин изобрел курсовую пошлину — чем выгоднее экспорт в валюте, тем выше процент отчислений в пользу государства. А летом все стали свидетелями, как с несвойственно высокой скоростью от Минфина на стол президента через парламент движется проект налоговых поправок. «Налоговые законы — это всегда очень сложные предложения, которые рассматриваются в Государственной думе… Но в этот раз мы видим единодушную поддержку со стороны фракций, и это дорогого стоит», — гордился Силуанов, обращаясь к депутатам. Основания для этого были: по оценке Минфина, нововведения в этом году добавят казне 2,6 трлн руб., из которых 1,6 трлн придется на повышенный налог на прибыль организаций, а 533 млрд руб. принесет прогрессивная шкала НДФЛ.

«Налоговая реформа давным-давно назрела — о необходимости сделать обложение НДФЛ более справедливым и сокращать социальные разрывы говорили при разных премьерах, — вспоминает Смелов. — При этом перейти от слов к делу — грамотно рассчитать, распределить, составить новую шкалу и запустить реформу — смогла только команда Михаила Мишустина».

При этом правительство всегда сохраняло фокус на социальном блоке. В законопроекте о бюджете на 2025 г. и плановый период 2026–2027 гг. кабмин провел новые правила исчисления прожиточного минимума, который отвязали от медианного дохода, сделав новым ориентиром инфляцию. Подписанный президентом закон о двукратном росте налогового вычета для родителей минимум двоих детей тоже инициатива правительства, как и увеличение единого пособия семьям с детьми. Наконец, с 2025 г. существенно вырос МРОТ — на 16,6%, до 22 440 руб. Как заявлял Мишустин, это поможет повысить зарплаты примерно 4 млн работников. «Заслуги в масштабном переходе на адресность оказания социальной помощи достаточно очевидны», — замечает Климанов, подчеркивая, что такой подход оправдал себя за время пандемии. Меткое распределение льгот и пособий, как указывает экономист, внесло ощутимый вклад в снижение уровня бедности. За последний год число бедных уменьшилось с 13,8 до 11,8 млн человек — это последние оценки Росстата за III квартал 2023 и 2024 гг. соответственно.

Run, change, disrupt

В 2021 г. правительство по инициативе премьера Михаила Мишустина начало разрабатывать новую стратегию социально-экономического развития, чтобы обеспечить достижение национальных целей. Отличием этого плана стало его устройство на современных принципах Run, change, disrupt (предусматривает три подхода: системный, подход своевременного реагирования на возникающие задачи и внедрение принципиально новых, прорывных идей. — «Эксперт»). Правительство понимало новую стратегию как проектную работу: запуск проектов в отдельных перспективных нишах с получением оперативных, общественно значимых результатов, проведение изменений и буквально «разрывание» устаревших проблем. Хорошо иллюстрирует проект из стратегии, который начинался под рабочим название «Агрессивное развитие инфраструктуры». Его целью было принципиальное наращивание темпов строительства дорог, жилых домов и т.д. Впрочем, впоследствии проект получил более сдержанное официальное наименование.

Незаменимый атрибут правила Run, change, disrupt — дашборд. Это многофункциональная панель, на которой в режиме реального времени обновляются ключевые показатели. Такая, например, висит в кабинете главы Минэка Максима Решетникова. Перед Новым годом вице-премьер Дмитрий Григоренко рассказал, что аналогичные дисплеи появятся и у губернаторов: с их помощью главы регионов смогут отслеживать статус федеральных поручений, управлять неосвоенными средствами, мониторить собственные рейтинги, получать обратную связь от граждан и контролировать ход строительства соцобъектов.

В этом и заключается, пожалуй, самая крепкая ассоциация с Мишустиным-технократом. Не прошло и года после его назначения, как у правительства появился современный Координационный центр, едва ли хоть чем-то напоминающий монументальные интерьеры Дома правительства. Скорее, новое пространство вдохновлено Центром управления полетами в космическом агентстве: обилие мониторов, яркий свет, ряды и ярусы. А в центре — огромный экран. Наверное, Координационный центр проектировался именно так, чтобы все эти сравнения напрашивались сами. Премьеру свойственно обсуждать в этом интерьере вещи передовые и инновационные. В последний раз он собрал там министров, чтобы провести стратсессию о развитии образовательных организаций, которые готовят инженерные кадры и занимаются научными разработками для технологического лидерства. Весь центр и есть тот самый дашборд, через который правительство следит, реагирует и выполняет.

«Мишустин — премьер-проектник. Ему свойственны четкая постановка задачи, четкий контроль и исполнение», — характеризует главу правительства Смелов из ЦСР. Эти черты руководителя отлично вписались в специфику национальных проектов, добавили динамичности их выполнению и окончательно свели работу над ними к модели «начали — завершили». Климанов, в свою очередь, называет еще одну разработку команды Мишустина — единый план достижения национальных целей развития, впервые появившийся в 2021 г. В этот документ собирается всё — от майских указов президента и нацпроектов до отдельных «дорожных карт» и госпрограмм. В начале января вышла новая версия плана — с перспективой до 2036 г.

В одном из телерепортажей из 2020 г., посвященном назначению Мишустина, репортеры процитировали якобы любимое его выражение на посту главы ФНС: «Вы про „шашечки“ или про ехать? Я про ехать». Больше он про себя почти не говорил: за пять лет премьерства он дал всего три коротких интервью по актуальным поводам.

#Правительство #Кабмин #Михаил Мишустин #Деловая активность

Также интересно