В Государственном историческом музее проходят масштабные выставочные проекты. Экспозиция «Драгоценности! Блеск русского двора» представляет шедевры ювелирного искусства, роскошные бальные платья и галерею портретов из собрания Государственного Эрмитажа. А в рамках специального показа, который проходит в Парадных сенях Главного здания, демонстрируются дагеротипы шведского художника и дагеротиписта Карла Петера Мазера.
Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора», которая проходит до 12 мая, впервые представляет в Москве часть коллекции драгоценностей Эрмитажа, в которой хранятся художественные памятники, выполненные лучшими ювелирными мастерами разных стран и эпох. «Эрмитаж делает много выставок, но такие, полные роскоши, — редко, и они всегда поражают зрителей, особенно за границами России. Сегодня Эрмитаж объединился с ГИМом, чтобы создать «манифест» русской роскоши, памятной миру. Манифест эффектный, но и очень академичный, в нем тщательно выверенная память о мастерах, моде, владельцах и объединявших их «перформансах», среди которых венец всего — Бал. Это искренний и почтительный дар памяти наших предков, сделавших Россию великой!» — отметил Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Экспозиция состоит из трех разделов. В первом — «Галерея драгоценностей» — представлены ювелирные изделия, принадлежавшие представителям императорской семьи: табакерки, часы, украшения и многое другое. Так, зрители увидят драгоценности, привезенные Петром I из заграничных поездок, например коллекцию статуэток из золоченого серебра, барочного жемчуга и эмали; туалетный прибор императрицы Анны Иоанновны, выполненный из золота в аугсбургской мастерской Иоганна Людвига Биллера; драгоценный ларец и геммы, которые граф Татищев завещал Николаю I.
Центральный раздел выставки — «Бал» — рассказывает, как роскошь и блеск императорского двора в полную силу проявлялись во время балов и маскарадов, когда костюмы и драгоценности становились главной составляющей праздника. Шелковые и бархатные костюмы и платья, украшенные шитьем, вышивкой или кружевами, представлены на выставке вместе с изящными аксессуарами. Так, на выставке экспонируется веер из слоновой кости, запечатленный на портрете княгини Юсуповой кисти Винтерхальтера, который также представлен в зале вместе с другими парадными портретами русской аристократии из собрания Государственного Эрмитажа и Государственного исторического музея. Комплексная демонстрация костюмов и аксессуаров в сопровождении портретов дает возможность ощутить стиль ушедшего времени.
Завершает выставку раздел с мемориальными предметами. Многие изделия, хранящиеся в Галерее драгоценностей Эрмитажа, связаны с частной жизнью русских монархов и членов династии Романовых.
«Выставки из Эрмитажа в Москве — всегда особенное событие. Грандиозный успех выставки к 150-летию Исторического музея вдохновил нас на новый, более масштабный проект. Экспозиция выставки в Историческом музее будет включать более 250 экспонатов, показывающих блистательную жизнь русского императорского двора. Отблески драгоценных камней, сияние парадных мундиров и бальных платьев, портреты их замечательных владельцев доносят до нас величественный образ могущественной империи. Два великих музея России вновь объединили усилия для того, чтобы познакомить посетителей с сокровищами национальной культуры», — рассказал Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея.
До 24 февраля в Парадных сенях Главного здания проходит специальный показ коллекции дагеротипов шведского художника и дагеротиписта Карла Петера Мазера, который работал в России с 1838 по 1854 год. Показ приурочен к приобретению Историческим музеем в 2024 году еще одного, ранее неизвестного дагеротипа работы Мазера — девятого по счету произведения дагеротипии этого мастера в музейном собрании.
Это портрет неизвестной молодой женщины, сохранившийся в личном рабочем архиве выдающегося историка искусства и коллекционера Ильи Зильберштейна, чья коллекция, «переданная в дар Родине» в 1985 году, стала первоосновой для Музея личных коллекций при Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
В рамках показа семь дагеротипов Мазера будут представлены публике впервые. Собрание дагеротипов Исторического музея, насчитывающее немногим более 300 предметов и состоящее преимущественно из созданных в России произведений, считается самым крупным в мире государственным собранием так называемых русских дагеротипов. Русских дагеротипов сохранилось совсем немного. В настоящее время выявлено и опубликовано немногим более тысячи дагеротипных пластинок.