Суббота, 16 ноября, 2024

топ НЕДЕЛИ

Что означает снижение зависимости бюджета от нефтегазовых доходов

Фото: Евгений Филиппов/Эксперт Ненефтегазовый дефицит бюджета страны резко снизится — с 7,5% ВВП в 2024 г. до 5,6% в 2025-м, или с 14,6 до 12,1 трлн руб. соответственно. Такой прогноз приведен в пояснительной записке к проекту финансового плана на следующую трехлетку (фрагмент документа есть у «Эксперта»). Показатель представляет собой разницу между ненефтегазовыми доходами и расходами бюджета и иллюстрирует зависимость казны от объема продаж и цен на энергоресурсы. В 2022 г. он составлял 9,7% ВВП, а по итогам «доковидного» 2019 г. — 5,4% ВВП.

По прогнозу Минфина, в 2025 г. бюджет в общей сложности получит 40,3 трлн руб. доходов, из которых ненефтегазовые — составят 29,3 трлн, или 73% от общей суммы, следует из документа. Расходы ожидаются на уровне 41,5 трлн. Общий дефицит в следующем году, таким образом, ожидается на уровне 1,2 трлн руб., или 0,5% ВВП.

Снижение ненефтегазового дефицита означает усиление долгосрочной устойчивости бюджета, в том числе к колебаниям внешней конъюнктуры. Кроме того, это имеет значение для денежно-кредитной политики (ДКП), поскольку оказывает влияние на денежные агрегаты, пояснил «Эксперту» высокопоставленный чиновник экономического блока.

Снижение ненефтегазового дефицита ведет к уменьшению денег ненефтегазового сектора, что, соответственно, снижает инфляционное давление, уточнил собеседник.

«Эксперт» направил запросы в пресс-службы правительства, Минфина, Минэкономразвития и ЦБ.

В проекте бюджета предусмотрен существенно более быстрый рост доходов, чем расходов, отметила руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Увеличение поступлений произойдет именно в ненефтегазовой части, что связано как в целом с ростом экономики, так и с изменениями налогообложения, в частности повышением ставки налога на прибыль, и инфляционными процессами, пояснила она.

Бюджетные ориентиры по доходам выглядят убедительно при инфляции 6-7% в 2025 г., но с учетом плана ЦБ вернуть рост цен к цели в 4% такую собираемость налогов обеспечить будет непросто, добавила главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова.

Размер ненефтегазового дефицита важен, но не следует его переоценивать, полагает экономист, автор Telegram-канала Truevalue Виктор Тунёв. По его мнению, более важна динамика расходов в целом, дефицит за вычетом доходов и процентных выплат и общий дефицит. В 2026 г. дефицит подрастет до 1,1%, что можно было бы считать положительной тенденцией и переходом к стимулирующей бюджетной политике, если бы не одно «но», отметил Виктор Тунёв. Ожидается рост расходов на выплату процентов по госдолгу, прежде всего из-за высокой ключевой ставки, полагает он.

Читать также:
Собянин: расходы бюджета на развитие здравоохранения будут увеличены на 8%

Бюджет, судя по представленным параметрам, выглядит скорее консервативным, особенно если значительная часть роста трат пойдет на оборону и обслуживание обязательств, добавил он. Но у властей есть другой инструмент — льготное кредитование, обратил внимание эксперт. Им активно пользовались в предыдущие годы в сегменте ипотеки, а в будущем больше поддержки может прийти в приоритетные отрасли, прогнозирует Виктор Тунёв.

Что известно о новом бюджете

Расходы бюджета за три года составят в общей сложности 131,4 трлн руб. (41,5 трлн, 44 трлн и 45,9 трлн руб. соответственно). Дефицит в 2025-2027 гг. ожидается на уровне 0,5%, 0,9% и 1,1% ВВП, а ненефтегазовый дефицит — 5,6%, 5,5% и 5% ВВП соответственно.

Источниками финансирования дефицита будут главным образом заимствования (на валовой основе 4,8 трлн, 5,1 трлн и 5,3 трлн руб. в 2025–2027 гг.), сообщал 24 сентября Минфин. В результате госдолг вырастет с 15% ВВП в 2023 г. до 18% ВВП по итогам 2027 г.

Правительство работало над проектом финансового документа «на фоне сохраняющихся дисбалансов в глобальной экономике», отметил премьер Михаил Мишустин на заседании кабмина 24 сентября. По его мнению, соотношение расходов и доходов в нынешних условиях оптимальное.

Приоритеты бюджета — социальная поддержка граждан, обеспечение расходов на оборону, безопасность страны и СВО, финансирование технологического лидерства и расширение инфраструктуры, заявил на этом же заседании министр финансов Антон Силуанов.

На технологическое лидерство планируется направить 6 трлн руб. в 2025-2027 гг., сообщил Силуанов. Это мероприятия по промышленному обеспечению транспортной мобильности, проекты «Станкостроение», «Новые материалы и химия», «Беспилотные авиационные системы», «Новые атомные энергетические технологии», «Поддержка и развитие радио- и микроэлектроники».

«Детский» бюджет, то есть выплаты семьям с детьми, получит дополнительное развитие, и в рамках трехлетки его объем превысит 10 трлн руб., уточнил Силуанов.

Проект финансового плана верстался, исходя из ожиданий роста ВВП на 3,9% в 2024 г. и последующего увеличения показателя в 2025-2027 гг. на 2,5%, 2,6% и 2,8%, следует из проекта прогноза социально-экономического развития Минэка (есть у «Эксперта»).

Инфляция ожидается на уровне 7,3% в этом году и далее 4,5%, 4% и 4% в 2025-2027 гг. соответственно.

Среднегодовой курс доллара в следующие три года прогнозируется на уровне 96,2, 100 и 100,2 руб./долл. Цена на нефть марки Brent — 81,7, 77 и 74,5 долл./барр.

Также интересно