Среда, 16 октября, 2024

топ НЕДЕЛИ

Что надо знать о федеральном бюджете на 2025 год

Фото: Алексей Павлишак/ТАСС Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на следующую трехлетку. Расходы, по оценке Минфина, составят 41,5 трлн руб., доходы — 40,3 трлн руб. Дефицит, таким образом, ожидается на уровне 1,2 трлн руб., или 0,5% ВВП.

По сравнению с утвержденным в прошлом году законе о бюджете в новом наблюдается резкий прирост как трат, так и поступлений: оба показателя увеличиваются на 20%. Однако относительно оценок фактического исполнения в 2024 г. динамика выглядит не столь впечатляющей. Расходы следующего года возрастают на 5% по сравнению с ожидаемым показателем 2024 г., а доходы — на 11%. Иными словами, план Минфина в этом году превышен, а бюджет 2025 г. не слишком существенно по номинальным общим показателям расходов и доходов отличается от нынешнего. Учитывая заложенный в проект бюджета прогноз по инфляции на конец 2025 г. (4,5%), расходная динамика будет примерно соответствовать общей инфляции.

Бюджет сформирован исходя из обеспечения структурной сбалансированности и нулевого первичного структурного дефицита, подчеркивается в сообщении правительства. Согласно бюджетному правилу, это означает, что расходы равны сумме ненефтегазовых доходов, базовых нефтегазовых доходов (то есть рассчитанных исходя из цены нефти $60 за баррель), выплат процентов по госдолгу и сальдо выдач и погашений бюджетных кредитов. Как ранее писал «Эксперт», ненефтегазовый дефицит бюджета резко сократится со следующего года, что будет означать повышение устойчивости казны к колебаниям внешней конъюнктуры.

Главные источники дополнительных доходов — это скорректированные в этом году базовые налоги. Прежде всего речь идет о повышении ставки по налогу на прибыль и введении дифференцированной шкалы НДФЛ. Доходы от налога на прибыль в 2025 г. вырастут на 2 трлн руб. относительно оценки за 2024 г., а НДФЛ — на 0,5 трлн.

Помимо этого, предлагается дополнительное повышение с 2025 г. ставок акцизов на нефтепродукты, газировку, табачную и алкогольную продукцию. Все изменения, включая налог на прибыль и НДФЛ, принесут в федеральный бюджет 3,6 трлн руб. в 2025 г.

Объем госдолга повысится с ожидаемого в этом году уровня в 30 трлн руб. до 35 трлн руб. При этом объем госдолга останется на безопасном уровне и составит 18% от ВВП. Расходы на процентные выплаты ожидаются в размере 3,2 трлн руб.

Ключевые приоритеты бюджета — выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, обеспечение обороны и безопасности страны, достижение технологического суверенитета, следует из сообщения правительства.

Расходы по разделу «Социальная политика» составят в следующем году 6,5 трлн руб. В этот блок входят преимущественно выплаты пенсий и пособий, например для семей с детьми. На другие близкие по сути направления — «Здравоохранение» и «Образование» — планируется потратить 1,9 и 1,6 трлн руб. соответственно.

Траты на национальную оборону ожидаются на уровне 13,6 трлн руб. в следующем году. В этот раздел также входят расходы социального характера, прежде всего выплаты военнослужащим и членам их семей.

Читать также:
Буркина-Фасо запрещает добычу золота иностранным компаниям

Расходы по разделу «Национальная экономика», куда входят траты на обеспечение технологического суверенитета, запланированы на уровне 9,6 трлн руб.

Правительство обновило и существенно дополнило список национальных проектов — основного инструмента достижения целей развития страны, которые обозначены в майском указе президента.

В том числе появился новый класс этого вида инициатив — нацпроекты технологического лидерства (НПТЛ). Траты на нацпроекты не суммируются с расходами по разделам, а распределяются по ним. В общей сложности на систему нацпроектов планируется потратить 5,8 трлн руб. в 2025 г.

Новый перечень выглядит так: «Семья» (2,8 трлн руб.), «Молодежь и дети» (458 млрд), «Продолжительная и активная жизнь» (370 млрд), «Инфраструктура для жизни» (1,2 трлн), «Эффективная транспортная система» (131 млрд), «Экологическое благополучие» (48,6 млрд), «Международная кооперация и экспорт» (45,3 млрд), «Эффективная и конкурентная экономика» (207 млрд), «Туризм и гостеприимство» (44 млрд), «Кадры» (18 млрд), «Экономика данных и цифровая трансформация государства» (129,1 млрд), «Средства производства и автоматизации» (51,4 млрд), «Новые материалы и химия» (8,3 млрд), «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» (167,7), «Новые технологии сбережения здоровья» (4,8 млрд), «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» (14,5 млрд), «Беспилотные авиационные системы» (27,8 млрд), «Развитие космической деятельности» (10 млрд), «Новые атомные и энергетические технологии» (29 млрд).

Главное изменение в бюджете — это возвращение с 2025 г. к обычным параметрам «бюджетных правил», которые подразумевают прежде всего обеспечение структурной сбалансированности и нулевого первичного структурного дефицита, обратил внимание первый вице-президент ЦСР Глеб Покатович. Второй момент — это дефицит в размере 0,5% ВВП, запланированный на 2025 г., продолжил он. Это означает, что бюджет сформирован под траекторию устойчивого роста, соответствующую базовому сценарию макроэкономического прогноза, считает он.

Структура бюджета изменилась не слишком существенно, полагает главный экономист «БКС Мир инвестиций» Илья Фёдоров. С точки зрения экономического стимула конфигурация выглядит скорее нейтральной, чем проинфляционной, добавил он.

Рост ненефтегазовых доходов — это большой плюс, однако, как и в каждом значимом макроэкономическом изменении, у этого показателя также есть свои ограничения, отметил Илья Фёдоров. Возрастание роли общеэкономических, а не рентных налогов увеличивает зависимость бюджета от состояния экономики, пояснил он.

Бюджет — это конструкция, которая априори должна быть устойчивой как при рассмотрении в Госдуме, так и в процессе исполнения при изменяющихся внешне- и внутриэкономических условиях, подчеркнул Глеб Покатович. Поэтому определенным запасом прочности документ обладает, и в этом контексте его действительно можно назвать консервативным.

Также интересно