До 30 марта в музее-заповеднике «Царицыно» проходит выставка «Город и промысел. Встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар». В экспозиции, посвященной татарским художественным промыслам и их эволюции в городской среде, представлено более 400 экспонатов: булгарское золото XII века, серебро эпохи Золотой Орды, предметы быта, одежда, обувь, книги и журналы конца XIX века и знаменитый шамаиль, ставший феноменом татарской культуры.
Выставка, созданная в партнерстве с Национальным музеем Республики Татарстан при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан и Департамента культуры Москвы, исследует историю народного искусства татар от Средних веков до нашего времени. Главным героями проекта стали промыслы, перенесенные человеком из деревни в город. Посетители узнают, как кожаная мозаика и вышивка из кустарного производства превратились в художественную промышленность, ювелирное дело стало авторским искусством, а ткачество осталось частью деревенского уклада, не прижившись в городах.
Выставка занимает 10 залов Хлебного дома. Каждый из них посвящен одному татарскому промыслу — от ювелирного искусства до кожаной мозаики, вышивки и шамаиля. Зал «Миллет / Наше всё» рассказывает о богатом шумном городе конца XIX века; зал «Ана тэлэ / Язык матери» посвящен тихой сельской культуре поволжских татар, детству, ткачеству и шитью. Зал «Гузеллек/Красота» знакомит с ювелирным искусством, прославившим татарских мастеров среди народов Поволжья и Средней Азии. А «Иман» посвящен вере, которая всегда была столпом самосознания татарского народа. Центральными экспонатами этого зала стали татарский шамаиль, литографии и картины на стекле религиозного характера начала XX века, а также работы современных художников, выполненные в той же технике. Помимо предметов, куратор Ксения Паршина собрала для выставки коллекцию историй о татарах, живших на рубеже столетий.
Также на выставке представлено современное искусство Татарстана, которое во многом наследует традиционному. Например, войлочный триптих — гобелен «Сады вечности» казанской художницы Альфии Ильясовой — создан по мотивам молитвенного коврика намазлыка начала XX века из собрания Национального музея Татарстана. В залах «Миллет / Наше всё» представлена кожаная мозаика Наили Кумысниковой и расшитые вручную бархатные калфаки Луизы Фасхутдиновой. В экспозиции можно посмотреть видео участников творческой лаборатории, которая прошла летом в Казани под руководством визуального антрополога и медиахудожника Ксении Диодоровой, о татарском фольклоре и его влиянии на современную культуру.
В рамках параллельной программы к выставке пройдут лекции, творческие встречи, кураторские экскурсии, концерты этнической музыки, показы авторского кино, занятия по каллиграфии и вышивке, научная конференция о взаимодействии промыслов и города.
Фотографии предоставлены организаторами