Понедельник, 31 марта, 2025

топ НЕДЕЛИ

Большой Северный морской путь стал трансарктическим

Транспортный федпроект ждет ребрендинг

Фото: Атомфлот 100 млн тонн в год — такой объем грузов к 2030 г. будет транспортироваться через воды Российской Арктики благодаря развитию Трансарктического транспортного коридора. Он соединит Санкт-Петербург с Владивостоком, ключевым участком станет Северный морской путь. Об этом 27 марта на Международном арктическом форуме заявил президент РФ Владимир Путин. Подробности «Эксперту» рассказали участники заседания коллегии Минтранса, которое состоялось на следующий день, 28 марта.

Быстрее и безопаснее

По словам источника «Эксперта» в транспортном блоке правительства, трансарктический транспортный коридор, о котором говорил 27 марта президент РФ Владимир Путин — это фактически «ребрендинг» федпроекта «Развитие Большого Северного морского пути» (БСМП) в составе нацпроекта «Эффективная транспортная система»: «Федпроект актуализируется на фоне возросшего интереса к Арктике как макрорегиону со стороны не только России, но и других стран, например, в связи с планами США по присоединению Гренландии. Речь идет о детальной проработке логистических маршрутов в увязке с СМП, нужно подтянуть к нему „железку“, строить флот. В целом, это задумка вице-премьера, представителя президента в ДФО Юрия Трутнева, который намерен сделать Арктику стратегическим регионом».

Основной целью федпроекта БСМП является достижение показателя грузооборота по Севморпути в размере 109 млн тонн к 2030 г. В 2024 году по СМП был перевезен рекордный объем грузов — 37,9 млн тонн. «Конечно, эти цифры несопоставимы с грузопотоком через Суэцкий канал, которому более 150 лет. Но выбирая Севморпуть, бизнес получает до двух недель выигрыша времени в пути и безопасность», — отметил глава Минтранса Роман Старовойт на итоговом заседании коллегии ведомства 28 марта, комментируя планы по развитию Севморпути. Основной блок федпроекта — это строительство ледокольного флота, портовой инфраструктуры, аварийно-спасательного флота. «Наши порты сегодня способны принимать более 1,4 млрд тонн грузов в год. К 2030 году добавим к этому еще 225 млн тонн. Также для развития перевозок бизнесу необходимы новые терминалы для экспорта химической, аграрной и другой продукции. Буквально несколько часов назад наш национальный лидер Владимир Путин дал команду по первой отгрузке угля на новом терминале в Мурманской области — „Лавна“. Мощность портовой инфраструктуры — 18 млн тонн», — напомнил Старовойт.

В федеральном проекте БСМП предусмотрено также строительство четырех плавучих атомных станций малой мощности для реализации проекта на севере Чукотки, поддержка и развитие каботажных перевозок. Отдельно предусмотрено финансирование гидрографического обеспечения — промеров глубин на всей протяженности СМП, сообщал «Коммерсант».

Лавры за «Лавну»

В своей речи в Мурманске 27 марта президент РФ Владимир Путин отметил, что в рамках развития трансарктического транспортного коридора на берегах Ледовитого океана вырастут новые мультимодальные хабы, а существующие порты будут модернизированы. При этом трансарктический коридор интегрируют с Арктическим полигоном железных дорог (еще одним амбициозным проектом, который предстоит реализовать) и внутренними водными путями Арктики, — Леной, Енисеем, Обью, — потенциал которых, по словам президента, предстоит «раскрыть на новом технологическом уровне».

Финансово-экономическую и организационную модель развития Трансарктического транспортного коридора российский лидер поручил утвердить с участием ВЭБ.РФ и «Росатома», сделать это правительству предстоит до 1 августа 2025 г.

Затем глава государства дал старт отгрузке угля на экспорт из порта «Лавна» — западного рубежа Трансарктического коридора. Порт расположен на западном берегу Кольского залива Баренцева моря, служит ключевым элементом Мурманского транспортного узла, является незамерзающим и глубоководным, способен круглогодично принимать современные крупнотоннажные суда.

«Пыли нет практически», — похвалил президент, наблюдая за процессом погрузки первой партии угля на экспорт.

Глубоководный порт «Лавна» стал одним из ключевых инфраструктурных проектов для переориентации внешней торговли России и укрепления экспортного потенциала отечественной угольной отрасли. А еще это — один из крупнейших инфраструктурных проектов на Северо-Западе страны. Его плановый объем перевалки — 18 млн т в год, с перспективой увеличения до 24 млн т в год. Финансирование строительства терминала обеспечил ВЭБ.РФ в рамках «Фабрики проектного финансирования».

Международный трансарктический транзит

По словам председателя правительства Бурятии, главы комиссии Госсовета по направлению транспорта Алексея Цыденова, трансарктический коридор призван решить сразу несколько задач: «У коридора три основные функции. Первое — это вывоз тех грузов, которые образуются в арктическом районе. Сейчас это углеводороды, но мы понимаем, что и другие грузы будут. Второе — это северный завоз, импорт в необходимых объемах. Следующее — это перевозки в направлении запад-восток и восток-запад, из Мурманска и Санкт-Петербурга во Владивосток. Ту же рыбу везти с востока на запад. У нас же высокая загрузка Транссиба, [трансарктический коридор] обеспечит связь страны. И третье — это международный транзит. Это и экономика, и геополитика. Каждая из этих частей важна сама по себе, а всё вместе уже совсем другое значение приобретает», — сообщил он «Эксперту» в кулуарах заседания коллегии Минтранса.

Читать также:
На заправках «Роснефти» в Сибири появились новые кассы самообслуживания

Как отметил Цыденов, новый коридор также должен обеспечить выход к Севморпути не только во Владивостоке или в Мурманске, но и «из центра страны через Обь, Енисей, посредине Севморпути», а также с прилегающих территорий, например, Китая. «У Якутии есть маршрут Дзелинда (Бурятия) — Махе — Нерюнгри — Нижний Бестях, а там уже река Лена и выход на Севморпуть. То есть это уже более широкая сетка маршрутов, куда вовлекаются и морской транспорт, и внутренний водный транспорт, и железнодорожный, и автомобильный», — пояснил Цыденов.

Говоря о развитии трансарктического коридора, президент также поручил проработать вопрос создания Арктического полигона железных дорог, расширения мощностей действующих морских портов в Арктике и появления на Арктическом побережье новых портов. «Нам предстоит по аналогии с Восточным полигоном, который включает БАМ и Транссиб, реализовать проект развития Арктического полигона железных дорог, включая модернизацию Северной железной дороги на территории республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа», — сказал президент, выступая 27 марта на Международном арктическом форуме.

Замглавы Минтранса Алексей Шило на коллегии ведомства 28 марта затруднился описать журналистам более детальные планы по этому направлению. «Поручение будем выполнять», — лишь отметил он. Также затруднился описать преимущества трансарктического коридора для бизнеса президент Fesco Петр Иванов.

Путь Северного морского пути

Участком будущего северного морского пути (СМП) между устьями Северной Двины и Оби активно пользовались купцы в XVI–XVII вв. Первое сквозное плавание по СМП с выходом в Тихий океан состоялось в конце XIX в., а в обратном направлении (из Владивостока в Архангельск) — в начале XX-го.

В период советской индустриализации этой транспортной артерии была отведена центральная роль в народно-хозяйственном освоении Арктики, для чего в 1932 г. при Совнаркоме СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть). Сегодня этот судоходный маршрут администрирует ФГБУ «Главное управление Северного морского пути» в составе госкорпорации «Росатом».

В послевоенные годы через СМП стали осуществлять северный завоз — снабжать топливом, продовольствием и товарами первой необходимости населенные пункты Крайнего Севера и Дальнего Востока. С 1991 г. СМП открыт для международного судоходства.

Советский рекорд перевозок по СМП составил 6,6 млн т и был достигнут в 1987 г. Сегодня эти объемы почти вшестеро больше — за 2024 г. по нему перевезли рекордные в истории 37,9 млн тонн. Основные пользователи этой транспортной артерии — крупнейшие добывающие компании: «Норникель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Новатэк».

Преимущество СМП в том, что это оптимальный по протяженности морской путь с Запада на Восток. Так, водный маршрут из Санкт-Петербурга во Владивосток по СМП составляет 14,28 тыс. км, что в 1,6 раза короче ближайшей альтернативы — южного пути через Суэцкий канал (23,2 тыс. км). При этом по срокам перевозки маршрут через СМП вдвое короче: 18 дней против 37.

Севморпуть включает свыше 50 портов, среди них Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Беринговский, Провидения и другие. Большинство их них предстоит модернизировать: провести капитальный ремонт, возвести новые причальные сооружения, провести дноуглубление для приема современных судов, наладить современные навигационные системы.

Главная трудность в развитии СМП — это суровые природные условия, которые ограничивают навигацию. Например, в море Лаптевых даже летом температура воды не поднимается выше 1 градуса по Цельсию. Круглогодичную работу маршрута обеспечивает российский ледокольный флот — более 40 судов, в том числе 7 линейных атомных корабля «Росатомфлота»: «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач», «Арктика», «Сибирь» и «Урал».

По этому направлению тоже есть определенные вызовы. Один из них — современным крупнотоннажным судам требуется прокладка глубоководных высокоширотных маршрутов севернее Новосибирских островов. Для проводки через льды танкеров класса Panamax требуется ширина канала не менее 40 м, а танкеров Suezmax — все 50 м, тогда как действующие российские ледоколы прокладывать канал шириной в 33–34 м. Решением проблемы послужат атомные ледоколы проекта 10510 «Лидер», которые смогут проводить суда 50-метровой ширины. Головной ледокол проекта, «Россия», заложен на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморском крае 5 июля 2021 г. Ввод судна в эксплуатацию запланирован на 2027 г.

#Севморпуть #Арктика #Транспорт #Логистика #Федеральные проекты #МАФ #Владимир Путин #Крайний Север #Дальний Восток

Также интересно