При поддержке нацпроекта “Технологическое обеспечение продовольственной безопасности” в российских школах создают агротехнологические классы. Здесь дети углубленно изучают предметы аграрного профиля, проводят лабораторные исследования и принимают участие в практических занятиях. Таким образом школьники могут попробовать себя в аграрной отрасли и сделать первые шаги в профессии.
Дело на всю жизнь
В городе Павлово Нижегородской области в школе № 7 при поддержке группы компаний “Русское поле” открыли агротехнологический класс. Он оборудован исследовательской лабораторией и “умной теплицей”.
“Когда мы собрали теплицу, то поначалу все функции – полив, проветривание – делали вручную. Это было неудобно и хлопотно. Но потом мы сделали теплицу “умной” – запрограммировали. Теперь можно все делать с помощью ноутбука. Это настолько интересно, что я всерьез заинтересовалась сельским хозяйством”, – призналась ученица агротехкласса Наталья Горшкова.
Как отмечает учитель биологии Анна Кондратьева, этот класс создан не только для тех, кто увлечен биологией или химией. “Здесь, – пояснила она, – могут найти себя и те, кто любит математику, другие предметы. У нас есть три направления в зависимости от возраста ученика: 5-6-й классы – введение в агрообразование, 7-8-й классы – введение в агротехнологии, старшие классы – введение в агробизнес”.
От теории – к практике
Получить востребованную профессию и начать карьеру в АПК можно и в профильных колледжах. Например, в Колледже агропромышленных технологий Алтайского государственного аграрного университета. Здесь готовят агрономов, ветеринарных фельдшеров, техников-механиков.
25 лабораторий оснащены современным оборудованием, например, измерительными приборами, тренажерами, симуляторами. Также созданы рабочие зоны, максимально похожие на реальные. Очень важно, что учеба ориентирована в основном на практику.
“Студенты получают две рабочих профессии по своей специальности, что повышает их востребованность на рынке труда. Обучение строится на тесном взаимодействии с предприятиями-партнерами. Это также гарантирует высокую востребованность таких специалистов. Кроме того, у студентов колледжа есть возможность продолжить обучение по программам высшего образования в университете”, – пояснил директор колледжа Михаил Савин.
Беспилотники над пашней
В Ставропольском государственном аграрном университете готовят специалистов по 42 направлениям и специальностям. В их числе – “Агрономия”, “Генетика и селекция растений”, “Разведение, селекция и генетика животных”, “Плодоводство, овощеводство и виноградарство”, “Технические системы в агробизнесе”.
В вузе открыли и учебно-технический центр по обучению новейшей и очень перспективной специальности – “Беспилотная авиация в АПК”.
Все это помогает увлечь молодежь земледельческими профессиями. В 2024 году число поступивших в вуз выросло на 23% по сравнению с 2023 годом и в 2,7 раза – по сравнению с 2020-м.
“Аграрное образование меняется столь же динамично, как и отрасль АПК в целом. Беспилотные летательные аппараты и роботизация, цифровые сервисы и технологии – это уже не мечты, а реальность, – рассказал проректор по учебной работе Игорь Скляров. – Наш университет работает в тесной кооперации с бизнесом, формируя новый образ специалиста АПК и внося вклад в повышение привлекательности одной из ключевых отраслей экономики и безопасности нашей страны”.
Справка “РГ”
В этом году в России откроют 600 агротехнологических классов, а к 2030 году их число увеличится до 18 тысяч. И через пять лет 95% предприятий агропромышленного комплекса будут укомплектованы основательно подготовленными специалистами.
Все тексты о нацпроектах читайте здесь.