Что бизнес хотел бы изменить в законе о регулировании маркетплейсов ко второму чтению
Фото: Сергей Елагин/Бизнес Online/ТАСС Госдума 9 июля приняла в первом чтении один из самых резонансных и, пожалуй, важнейших пакетов нормативных актов весенней сессии — о платформенной экономике. Он включает базовый документ о регулировании этой сферы и отдельный нормативный акт, который вносит необходимые поправки в отраслевое законодательство. Вместе они должны создать основу, на которой будет строиться вся будущая нормативная база для маркетплейсов, а также многочисленных онлайн-сервисов — по заказу такси, доставке еды, перевозок и проч. То есть станут базовыми для самой быстрорастущей сферы торговли и услуг. Эта версия законопроекта еще претерпит изменения. О том, что может (и должно) поменяться, «Эксперт» спросил профессиональные объединения и представителей бизнеса.
Представляя документ в нижней палате парламента, глава ключевого ФОИВа по разработке документа — Минэкономразвития, Максим Решетников подчеркивал, что платформенная экономика — один из самых быстрорастущих ее секторов. По словам чиновника, за 4 года объем продаж в интернете вырос в 4 раза, число заказов только за прошлый год превысило 6 млрд. «Наблюдая эту тенденцию, в онлайн активно переходит бизнес: на цифровых платформах уже более миллиона продавцов, подавляющее большинство — МСП», — говорил он.
Платформы, подчеркивал министр, по сути, сами «стали регулятором для доступа на рынок производителей и продавцов продукции», но при этом не несут ответственности за качество товаров и услуг. Принятые Госдумой в первом чтении законопроекты, по словам Решетникова, фиксируют набор правил, которые позволят защитить интересы всех участников рынка и обеспечить его дальнейший рост.
Напомним, что вокруг этих документов было сломано немало копий еще до их внесения в парламент. Дискуссии вызывали как отдельные положения, так и сама концепция единого нормативного регулирования деятельности онлайн-платформ. Острые дискуссии, в частности, вызвали нормы о защите от контрафакта и штрафах для маркетплейсов. Первые недостаточно эффективны (часть предложений была вымарана из версии, дошедшей до Госдумы), а вторые — не слишком высоки и не обременительны для маркетплейсов. На это, как писали «Ведомости», в своем письме в парламент и кабинет министров жаловались отраслевые ассоциации (РАТЭК, АКОРТ, Ассоциация «Русбренд», Национальная мясная ассоциация, Рыбный союз и проч). Также вызывал недовольство и срок вступления поправок в силу — 1 марта 2027 г. Отдельные депутаты предлагали сдвинуть срок на год «влево», чтобы регулирование заработало уже в марте 2026 г. Максим Решетников обещал, что этот вопрос обсудят отдельно.
В необходимости принятия базового нормативного акта в условиях активно формирующейся платформенной экономики теперь, похоже, никто уже не сомневается.
Александр Калинин
Президент объединения малого и среднего бизнеса «Опора России»:
Все вопросы к этому законопроекту сводятся к балансу прав поставщиков, пунктов выдачи заказов (ПВЗ), самих платформ и покупателей. Ко второму чтению будет много поправок, судя по тем письмам, которые приходят от представителей «классического» ритейла. Они убеждены, что к платформам должны применяться такие же ограничения, которые действуют для них, чтобы конкуренция была справедливой.
Мы будем настаивать на поправках по части защиты прав поставщиков — там много представителей малого бизнеса. Кроме того, пункты выдачи заказов — это тоже малый бизнес. Требования, которые применяются к ним, волнуют «Опору» в первую очередь. Вмешательство регуляторов тоже беспокоит: нужно разбираться с требованиями к маркировке, которые прописаны в законопроекте. Зачастую они неподъемные. Пока трудно сказать, насколько сбалансирован этот документ. Впереди — большая работа по его подготовке ко второму чтению.
Антон Данилов-Данильян
Зам председателя «Деловой России»:
Мы поддерживаем законопроект, поскольку целый год отрабатывали его с Максимом Колесниковым и Владимиром Волошиным из Минэкономразвития. Будем помогать им анализировать поступившие поправки с целью отделения «полезных от вредных».
Владимир Гамза
Председатель Совета ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике:
Очевидно, что в принятые в первом чтении законопроекты придется вносить много поправок. Дело в том, что платформенная экономика — сложное сочетание разных непростых систем, в ней много заинтересованных сторон. И далеко не всегда можно найти компромисс. Регулирование платформ — это регулирование распределенных экосистем, не имеющих одного очевидного центра. Мы знаем, как выстроить регулирование работы отдельных предприятий, группы компаний, вертикально-интегрированных холдингов и целых отраслей. Но еще не научились регулировать цифровые экосистемы. Думаю, что сразу решить все задачи не получится. Поэтому нужно принимать базовый законопроект и уже затем дорабатывать регулирование, в том числе с помощью подзаконных актов к нему. Другого варианта нет. Очевидно, что даже после принятия останется еще много вопросов регулирования, которые придется решать.
Артем Соколов
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ):
На наш взгляд, дополнительного обсуждения требует положение о вступлении законопроекта в силу после его принятия. В частности, было бы оптимально предусмотреть разные сроки для отдельных положений законопроекта. Так, нормы о занятости и работы с исполнителями, требований к логистической инфраструктуре, информационный обмен с налоговыми органами, реестр платформ, функционал ПВЗ и закрепление их как сущности, могут быть реализованы уже в 2026 году. Однако, для технологически нагруженных процессов, которые, в частности, требуют интеграции с государственными информационными системами, для разработки платформ для досудебного урегулирования споров, требуется время, поэтому для них, а также для начала применения мер ответственности по КоАП и реализации закона-спутника, необходимо сохранить срок вступления в силу, прописанный в текущей версии законопроекта — март 2027 года.
Андрей Шаронов
Председатель наблюдательно совета Ассоциации цифровых платформ (АЦП):
Мы рассматриваем текущую версию текста как сбалансированную регулятором. Документ закладывает фундаментальные основы регулирования посреднических цифровых платформ, которые являются одним из ключевых драйверов современной экономики. Особое внимание уделяется формированию прозрачной правовой среды, обеспечивающей защиту прав всех участников процесса.
Важным аспектом законопроекта является сохранение оптимального баланса между необходимым регулированием и возможностями для развития платформенной экономики. Это позволит не только обеспечить защиту интересов участников рынка, но и создать условия для дальнейшего роста отрасли. Надеемся, что в ходе дальнейшего обсуждения законопроекта удастся сохранить достигнутый баланс интересов.
Евгений Этин
Директор по связям с госорганами Wildberries и Russ:
С нашей точки зрения, текущая редакция законопроекта во многом сбалансирована регулятором, учитывает интересы всех сторон платформенного бизнеса и позицию участников рынка, а также призвана ввести единые стандарты для отрасли, что позволит работать платформам и их партнерам в едином регуляторном пространстве.
В целом законопроект направлен на развитие цифровых платформ, а значит, на расширение возможностей потребителей в части удобного и быстрого выбора товаров и услуг из огромного ассортимента в одном месте и получить доставку на дом или в ПВЗ в пешей доступности от дома. Также законопроект учитывает, что более 80% продавцов маркетплейсов — представители МСП, не представленные на полках федеральной и даже региональной розницы. Более того, на наш взгляд, законопроект справедливо распределяет ответственность между всеми участниками процесса — в частности, продавцом и площадкой: каждый из них в части требований к размещению предложений о товарах отвечает за тот объем действий, который от него требуется.
Обеспечивая сбалансированные условия для игроков рынка и сторон платформенного бизнеса, текущая редакция законопроекта также отражает сбалансированный подход регулятора и в части срока вступления закона в силу — последнее позволит платформам и их партнерам планомерно подготовиться к реализации всех требований законопроекта, влекущих изменения в бизнес-процессах.
Аскар Рахимбердиев
Гендиректор сервиса «МойСклад»:
Принятые поправки вызывают немало вопросов. Пункт, вызывающий максимальное количество споров, — скидки. Их маркетплейс сейчас устанавливает самостоятельно, часто разрушая всю экономику предпринимателю. Редакция, принятая в первом чтении, регулирует эту ситуацию, но есть нюанс.
Предполагается, что селлер сможет в личном кабинете установить минимальную цену на свой товар, ниже которой маркетплейс не имеет права его продавать. Однако маркетплейс может применять скидку из так называемых «собственных средств». Возникает вопрос: откуда онлайн-площадка будет брать инвестиции на скидку, уж не из комиссии ли селлеров? И не ждать ли нового витка удорожания площадок для предпринимателей? Бизнес предлагал ограничить скидку 10% для маркетплейса, но авторы проекта этого не учли.
Хорошие новости тоже есть: платформа больше не сможет понижать карточку товара в выдаче за отказ принять участие в акции, также маркетплейс обязан уведомлять продавца за 45 дней до изменения комиссий или условий взимания штрафов. Еще одна «боль» при работе с маркетплейсами — непрозрачность ранжирования карточек товаров. Покупатель выбирает самые дешевые товары, а ему показывают тех, кто за рекламу больше заплатил. Такое законопроект прямо запрещает — это плюс. Вместе с тем, он никак не регулирует выдачу собственных товаров маркетплейса — они по-прежнему могут занимать приоритетные места.
Вопросы вызывают и штрафы, которые маркетплейсы будут платить за любые нарушения — 100–400 тыс. руб. Для сравнения: штрафы за несоблюдение законодательства в сфере маркировки товаров для МСП зачастую выше, есть и уголовная ответственность.
Из версии, которая дошла до Госдумы, также пропали некоторые важные меры борьбы с контрафактом и мошенническими схемами, популярными среди компаний из КНР. Например, китайский продавец ставит карточку с фото оригинальных кроссовок Adidas, а покупателю приходит подделка. Или копирует чужую карточку с бытовой техникой, а цену выставляет в два раза ниже — покупателю приходит вообще другой товар.
Предыдущая редакция законопроекта предполагала создание личного кабинета бренда, где правообладатель смог бы отслеживать контрафактную продукцию или откровенные подделки, чтобы блокировать нарушителей. Сейчас у правообладателя нет возможности влияния на контрафакт. Причем, дошедшая до рассмотрения редакция вообще не предполагает никакой ответственности маркетплейса за поддельный товар, если он находится на складе продавца.
Антон Петраков
Вице-президент по корпоративным отношениям «Яндекс Такси»:
Для развития цифровых платформ нужно скорейшее внедрение тех положений, которые касаются регулирования платформенной занятости. До вступления в силу законопроекта мы уже начали применять предложенные подходы и готовы дальше следовать выработанным принципам платформенной занятости для улучшения социальной защищенности исполнителей, а также безопасности труда.
В дополнение для повышения прозрачности и выравнивания конкуренции на рынке можно рассмотреть введение отраслевого регулирования, например, в части инвестиций маркетплейсов в скидки. Важно, чтобы такие меры учитывали рыночные механизмы и позволяли площадкам эффективно конкурировать, привлекая покупателей.
#Госдума #Законодательство #Платформизация #Платформенная экономика