Как США и Евросоюз раскручивают санкционный маховик
Послы государств Евросоюза согласовали 11 декабря 15-й пакет антироссийских санкций. В санкционный лист включены, помимо российских, несколько десятков компаний из Сербии, Ирана, ОАЭ и Китая, «которые косвенно способствуют военному и технологическому совершенствованию России путем обхода экспортных ограничений». Это так называемые вторичные санкции. Они могли бы стать действительно серьезным рычагом давления на российских партнеров и опасным инструментом давления на отечественную экономику. Но не стали и, очевидно, не станут. На середину декабря вторичные санкции действовали в отношении лишь 744 компаний из десятков тысяч контрагентов российских компаний. «Эксперт» разбирался, почему так произошло.
Юридическая основа незаконных санкций
Строго говоря, в юриспруденции США, Евросоюза, Великобритании, частично Японии такого понятия, как «вторичные санкции», нет. «В том, что вводимые в отношении России и их торговых партнеров ограничения незаконны, сомнений нет. Они на 100% нарушают нормы ВТО, устав ООН и общее право на развитие (это юридический термин)», — заявил «Эксперту» исполнительный директор Института экономики роста им. П. А. Столыпина Антон Свириденко.
«Санкции с международно-правовой точки зрения являются односторонними ограничительными мерами, которые противоречат принципам и нормам международного права. Они нарушают принципы суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела и свободной торговли. Поэтому „обходить“ их, придерживаясь правовой стези и при должном правовом обосновании, возможно и даже необходимо. Государства имеют право защищать свои экономические интересы и обеспечивать благосостояние своих граждан, опираясь на нормы международного права», — добавляет юрист-международник, член Межсессионной финансовой консультативной группы IOC UNESCO Вадим Петров.
Конечно, инициаторы санкций нашли оправдание торговым ограничениям — это закон США от 2017 года «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев добавляет к нему положения указа президента США № 14114 от 22 декабря 2023 года, который дает полномочия Минфину США вводить блокирующие и иные санкции в отношении зарубежных финансовых институтов, которые осуществляют сделки, связанные с российским ВПК и отдельными товарами двойного назначения. Кроме того, некоторые положения ст. 1 исполнительного указа № 14024 от 15 апреля 2021 года говорят, что блокирующие санкции могут быть введены против любых лиц, в том числе из третьих стран, взаимодействующих с отдельными секторами российской экономики: финансовым, горнодобывающим, строительным, электронной промышленностью и другими.
По данным Ивана Тимофеева, на середину декабря под блокирующие вторичные санкции попали 744 зарубежные компании: их активы на территории США замораживаются, а в Штатах с ними запрещены любые транзакции. «США трактуют свою юрисдикцию очень широко. Если в пользу такого лица идут транзакции в долларах, то контрагента могут привлечь к уголовной ответственности, поскольку Штаты расценивают расчеты в долларах как вхождение в свою юрисдикцию и применяют нормы своего права к таким делам», — сказал он.
В презентации, с которой глава РСМД выступал на XVII Веронском евразийском экономическом форуме (он прошел 5–6 декабря в ОАЭ), в 2022 году Минфин США ввел запретительные меры против 76 связанных с Россией зарубежных юридических лиц, в 2023-м — уже 235, а за восемь месяцев 2024-го — 278. То есть количество вторичных санкций на «дружественный» бизнес увеличивается в геометрической прогрессии. Причем резкий рост начался со второго полугодия прошлого года. Этот факт Иван Тимофеев объясняет накоплением Штатами материалов о «нарушениях».
Наибольшее число вторичных санкций, по данным на конец ноября, было введено в отношении компаний из Китая — 207. Почти в два раза меньше — в отношении структур второго по значимости торгового партнера России — Турции (106) и одного из важнейших для нашей страны финансовых хабов — ОАЭ (101)
Четвертое место по числу компаний, попавших под вторичные санкции, занимает Кипр, пятое — Индия, а шестое — Швейцария. Вот всех этих странах, кроме Кипра, санкции налагались в основном за нарушения правил экспортных поставок, а на Кипре под удар попали по большей части компании, просто аффилированные с российскими структурами.
На бизнес стран постсоветского пространства приходится лишь 29% от общего объема вторичных санкций. Это объясняется тем, что в этих государствах нет многих необходимых России технологий и товаров, а также тем, что для США сложнее отслеживать поставки товаров из этих стран и проведение платежей с ними.
Редко, но вторичные санкции отменяются. Всего таких случаев было 18, и все они стали следствием разрыва отношений с российскими контрагентами
Схожие данные приводит юридическая компания Brace. По ее данным, на конец первого полугодия 2024 года под вторичные санкции США за связи с Россией попали 494 компании из 57 стран. Наиболее часто (в 51% случаев) они вводились за поставки в Россию «высокоприоритетных товаров электроники, промышленных товаров и оборудования, находящихся под экспортным контролем Минфина США». 38% рестрикций введены за связь компании с подсанкционным лицом (в том числе юридическим). С большим отрывом отстает логистика: она занимает третье место, но на нее приходится всего 4% случаев.
Показательно, что в отношении ни одной крупной, глобальной компании вторичные санкции введены не были. «Во-первых, крупные корпорации обладают мощными юридическими и комплаенс-отделами, которые следят за соблюдением международных санкционных режимов. Во-вторых, применение санкций к крупным компаниям может вызвать негативную реакцию со стороны их правительств и повлечь за собой дипломатические осложнения, особенно учитывая их транснациональный характер. В-третьих, подобные меры могут негативно отразиться на мировой экономике, чего коллективный Запад стремится избежать», — пояснил этот факт Вадим Петров.
Отмычка против замка
«Вторичные санкции негативны больше с той точки зрения, что они оказывают психологическое влияние на бизнес в дружественных России странах. Все боятся американских санкций, поэтому с подсанкционными лицами опасаются работать не только в американской юрисдикции. Некоторые торговые партнеры России используют санкционные риски как повод для увеличения цен», — считает Иван Тимофеев.
При этом нет никаких сомнений, что Россия сможет и дальше обходить все санкции. Одним из вариантов этого является создание сети компаний-«прослоек», через которые закупаются или продаются товары во внешнем контуре
«Многие структуры, попавшие под американские вторичные санкции, как раз и были созданы для обхода санкций. Рано или поздно эти компании раскрываются. Некоторые всего лишь 5 контрактов успели провести, но есть, которые и 1,5 тыс. поставок сделали на десятки миллионов долларов», — отметил глава РСМД.
Успех противостояния будет зависеть от оперативности работы американских «контролеров». Иван Тимофеев сообщил, что США отслеживают движение подсанкционных товаров не только по анализу долларовых транзакций, но и по косвенным признакам, таким как информация от банков, посольств. Американские производители сами зачастую контролируют движение своих проданных товаров и при наличии подозрений о «нарушениях» сообщают об этом властям.
«Важную роль играют разведывательная информация, сотрудничество с союзниками, мониторинг международных финансовых потоков и торговых операций. Современные технологии Big Data и искусственного интеллекта позволяют отслеживать сложные схемы обхода санкций, включая транзакции в альтернативных валютах и использование офшорных компаний», — добавил Вадим Петров.
Одним из механизмов противодействия является разработка альтернативной системы торговли и платежей. «Когда удавка на шее, жить не очень-то комфортно. В условиях доминирования двух-трех резервных валют у стран вне этого контура, не имеющих права голоса, всегда будет дилемма: либо соблюдать часто неприемлемые требования, либо искать что-то свое. Тот, кто придумает и, главное, воплотит альтернативную систему, совершит подвиг. Причем Запад от этого еще и выиграет», — уверен Антон Свириденко.
Возможно, такая система уже разрабатывается где-то в недрах БРИКС. Избранный президент США Дональд Трамп неслучайно пообещал ввести 100-процентые пошлины для товаров из стран, которые откажутся от доллара в международных расчетах. «Мы требуем от этих стран взять на себя обязательства, что они не будут создавать новую валюту БРИКС и не будут поддерживать какую-либо другую валюту, которая заменит могучий доллар США. В противном случае они столкнутся со 100-процентными пошлинами и попрощаются с продажами в чудесную экономику США», — пафосно написал Дональд Трамп в соцсети Truth Social.
Впрочем, к таким заявлениям нужно относиться скептически. Построение любых торговых барьеров неизбежно вызывает противодействие, а американским корпорациям тоже нужно сбывать свою продукцию. Кроме того, не только полный отказ, но даже сокращение поставок в Штаты дешевых китайских и индийских товаров вызовет разгон инфляции в пока еще крупнейшей мировой экономике, чего американскому лидеру и республиканцам не простит электорат.
#Экономическая политика #Санкции
Содержание
- 1 Как США и Евросоюз раскручивают санкционный маховик
- 2 Юридическая основа незаконных санкций
- 2.1 Наибольшее число вторичных санкций, по данным на конец ноября, было введено в отношении компаний из Китая — 207. Почти в два раза меньше — в отношении структур второго по значимости торгового партнера России — Турции (106) и одного из важнейших для нашей страны финансовых хабов — ОАЭ (101)
- 2.2 Редко, но вторичные санкции отменяются. Всего таких случаев было 18, и все они стали следствием разрыва отношений с российскими контрагентами
- 3 Отмычка против замка