Инвесторы поделятся деньгами, но хотят гарантий их защиты
Фото: Валентин Антонов/ТАСС Консалтинговая компания «Технологии Доверия» подготовила исследование «Инфраструктурное и промышленное развитие в условиях экономических вызовов», изучив опыт привлечения бизнесом мер государственной поддержки в условиях резкого ужесточения денежно-кредитной политики. Исследование проведено при поддержке государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» и общероссийской организации «Деловая Россия».
Ставка решает всё
В октябре нынешнего года Банк России в третий раз за год повысил ключевую ставку, которая в результате достигла уровня в 21%. Это спровоцировало новый виток дискуссии о причинах ужесточения денежно-кредитной политики, а также ее влиянии на инвестиционную активность. «Инфляция по итогам года ожидается на уровне 9,2%, что значительно выше целевого показателя Банка России в 4%», — говорится в исследовании. При этом авторы исследования прямо указывают, что главная причина ускорения инфляции — «перегрев экономики: темп роста ВВП опережает естественный уровень (3,8% против 1,5–2,5% при сбалансированных спросе и предложении), а уровень безработицы снизился до исторического минимума 2,4%».
Ужесточение денежно-кредитной политики не смогло остановить рост корпоративного кредитования. «Общий объем кредитного портфеля в октябре 2024 года достиг 86,7 трлн рублей, увеличился на 1,9 трлн рублей по сравнению с сентябрем», — отмечают авторы исследования. Причем более трети прироста обеспечили кредиты для крупных компаний на финансирование инвестиционных проектов.
Высокая ключевая ставка вызывает опасения у бизнес-сообщества из-за рисков снижения инвестиционной активности. По сравнению с 2023 г. темпы роста инвестиций к 2027 г. могут сократиться втрое, с 9,8% до 3,3%, указывают авторы исследования.
«Хотя правительство принимает целый комплекс мер по развитию экономики предложения и всячески активизирует процесс привлечения инвестиций в проекты технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, эффект от них можно ожидать в течение трех-пяти лет — это время необходимо для того, чтобы предложение товаров увеличилось и рынок стабилизировался», — рассказал «Эксперту» директор практики инфраструктуры и проектного финансирования «Технологии Доверия» Артём Володькин.
Впрочем, нельзя исключать и более серьезных последствий. «В условиях запредельно высоких ставок и сигналов со стороны Банка России о достаточно продолжительном этапе жесткой кредитно-денежной политики многие компании оказались в сложном финансовом положении. Речь идет прежде всего о компаниях, инвестировавших в проекты технологического суверенитета и лидерства, которые готовились к запуску в 2025-2026 годах. Срыв по таким проектам будет работать против экономики предложения и в конце концов превратится в еще больший рост инфляции издержек», — заявила «Эксперту» вице-президент, руководитель исполкома «Деловой России» Нонна Каграманян.
По ее словам, в дальнейшем инвесторы будут опасаться входить в длительные и технологически сложные проекты, что подорвет доверие бизнеса к государственным мерам стимулирования инвестиций: «Эти проекты необходимо завершить, сохранив при этом текущую структуру собственников компаний».
37 трлн рублей на 20 проектов
Наиболее важные для государства инвестиции сосредоточены в национальных проектах. Портфель из 20 таких проектов со сроком реализации до 2030 г. формирует основу экономики предложения, направленной на повышение ее конкурентоспособности и производительности.
«Стратегические задачи в сфере развития промышленности, инфраструктуры и передовых технологий отражены в национальных целях развития и включены в обновленный портфель нацпроектов. Их решение в долгосрочной перспективе устранит разрыв между спросом и предложением на различных рынках», — заявил «Эксперту» партнер, руководитель практики стратегического, инвестиционного и операционного консультирования «Технологии Доверия» Михаил Баженов.
Так, например, рыночная доля отечественных инновационных продуктов к 2030 г. должна увеличиться с 6% до 9%. Объем перевозок грузов по международным транспортным коридорам к этому же времени должен увеличиться с 550 млн тонн до более чем 700 млн тонн. Переработка отходов производства и потребление к 2030 г., как ожидается, вырастет почти вдвое, с 13% до более 25%, равно как и сортировка твердых коммунальных отходов — она достигнет 100%. Реализация всех этих планов так или иначе призвана не только повысить качество жизни, но и снизить инфляцию.
В целом общий объем финансирования инвестиционных мероприятий нацпроектов до 2030 г. превысит 34 трлн руб., из которых примерно половину предстоит привлечь из внебюджетных источников.
Сейчас едва ли не единственным фактором привлечения внебюджетных инвестиций является господдержка проекта. «В настоящее время для привлечения частных инвестиций в приоритетные отрасли промышленности и инфраструктурные сферы действуют более 1 тысячи мер поддержки, включающих инструменты льготного финансирования, налоговые и иные льготы, а также комплексные механизмы, реализуемые через отдельные соглашения (концессии, офсетные контракты и пр.), — говорится в исследовании. — Ключевые системные меры поддержки инвестиций до 2030 года будут профинансированы из бюджета федерального проекта „Эффективная и конкурентная экономика“. Ожидается, что это позволит привлечь 10% всех частных инвестиций в экономику».
Как привлечь частные деньги
Авторы исследования обращают внимание на опыт других стран, в частности Турции и Аргентины, которые сфокусировались на поддержке стратегических отраслей экономики с низким проинфляционным эффектом, что позволило им стимулировать инвестиционную активность в условиях жесткой денежно-кредитной политики, говорится в исследовании: «Обе страны сосредоточили внимание на структурных реформах, повышении производительности и эффективности механизмов господдержки. Ключевым принципом стало их избирательное применение — поддержка стратегических секторов экономики вместо горизонтальных программ».
Очевидно, приоритизировать инвестиции придется и России. «В условиях ограниченности многих видов ресурсов важно оптимально расставить приоритеты господдержки. В связи с этим мы считаем критически важным проработку критериев отбора проектов высокой степени готовности для поддержки их завершения и выхода на проектную мощность», — заявила «Эксперту» Нонна Каграманян.
«Донастройка системы мер государственной поддержки в России на период усиления инфляционного давления и жесткой денежно-кредитной политики возможна путем сокращения общего объема бюджетного софинансирования при одновременном увеличении субсидирования в приоритетных отраслях, способствующих развитию экономики предложения», — пишут авторы исследования. При этом они считают целесообразным расширить использование государственных гарантий, гарантий институтов развития, соглашений о защите и поощрении капиталовложений, специальных инвестиционных контрактов и иных инструментов, стимулирующих инвестиционную активность. Эту точку зрения разделяют и наши ученые.
«Надо понимать, что привлечение частных инвестиций предполагает определенные преференции, — заявил „Эксперту“ директор Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. — Это может быть, например, доступ к льготному финансированию. Кроме того, государство может сделать и другие шаги навстречу бизнесу, участвующему в финансировании нацпроектов».
#Национальные проекты #Инвестиции #Частные инвестиции #Исследования #ВЭБ.РФ #Деловая Россия